12 евангелий святых страстей читать. Чтение двенадцати евангелий в чистый четверг. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех

Согласно православным богослужебным книгам, служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: "Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа". Примечательно, что богослужебные книги не называют эту службу "утреней", хотя ее современный порядок и основывается на чине утрени. Это не случайность – служба 12 Евангелий представляет собой единственную утреню в году, которая совершается не в свое обычное время (обычное время утрени, согласно уставу – предрассветная часть ночи). Служба 12 Евангелий должна начинаться с вечера; принятый в Русской Церкви Типикон определяет время ее начала как "2-й час ночи", то есть примерно 20.00. Такое необычное – с точки зрения устава (а не распространенной практики служить утреню с вечера) – время начало службы определяется тем, что служба 12 Евангелий в действительности является не утреней, а бдением. Она восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому.

Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок:

1) двупсалмие;

2) шестопсалмие;

3) мирная ектения;

4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем – тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы,

5) малая ектения и 1-е Евангелие – Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа)

6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий:

a. антифоны 1-3;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 2-е Евангелие – Ин 18. 1-28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра);

a. антифоны 4-6;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 3-е Евангелие – Мф 26. 57-75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра);

a. антифоны 7-9;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 4-е Евангелие – Ин 18. 28-19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа);

a. антифоны 10-12;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 5-е Евангелие – Мф 27. 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);

a. антифоны 13-15;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 6-е Евангелие – Мк 15. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие);

7) блаженны;

8) прокимен "Разделиша ризы моя себе" (Пс 21. 18; стих – Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие – Мф 27. 33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа);

9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно опускается);

10) 50-й псалом;

11) 8-е Евангелие – Лк 23. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа);

12) трипеснец прп. Космы Маиумского;

a. по 5-й песни трипеснца – малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается);

b. по 9-й песни трипеснца – малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды;

13) 9-е Евангелие – Ин 19. 25-37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста);

14) хвалитные псалмы (согласно Типикону – по-праздничному, начиная с "Всякое дыхание") и стихиры;

15) 10-е Евангелие – Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя);

16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и "Сподоби, Господи";

17) просительная ектения и главопреклонная молитва;

18) 11-е Евангелие – Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя);

19) стихиры на стиховне;

20) 12-е Евангелие – Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба);

21) Благо есть;

22) Трисвятое, по "Отче наш" – тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя;

23) сугубая ектения;

24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...

Все пункты этой схемы, за исключением № 5 - 8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых – 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы – это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.

Евангелия утрени Великой пятницы

Эгерия, западная паломница IV века, перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария[i], то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения – воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части – это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям №5+7, 6, 8 и 9.

Образовавшаяся в какой-то момент система из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции Иерусалима – например, в Константинополе, – когда ночное иерусалимское бдение получило распространение вне Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя, повествующими о Погребении Спасителя (№10 и 11), и в таком виде уже широко представлена в византийских рукописях. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 – очевидно, ради ровного счета. При этом, например, в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия – оно читается не священником, как остальные 11, а диаконом.

Антифоны и седальны утрени Великой пятницы

Многие из Евангелий утрени Великой пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или иной момент обычного последования этой службы. Но Евангелия со 2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. Они обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов которым нет ни в одном другом богослужебном последовании церковного года – антифонами Великой пятницы. Прообразы этих антифонов описаны уже в армянском и грузинском переводах древнего иерусалимского Лекционария. В эпоху их создания та великая византийская гимнография Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией ветхозаветной – псалмами. Армянский перевод иерусалимского Лекционария упоминает пение в начале бдения 15 псалмов; псалмы пелись с припевом – "антифоном" – который представлял собой не какое-либо христианское сочинение, а просто один из стихов тех же псалмов (эти 15 псалмов сгруппированы в 5 циклов по 3 псалма и одному антифону: 1) Пс 2-4 [антифон: Пс 2. 2]; 2) Пс 40-42 [антифон: Пс 40. 9]; 3) Пс 58-60 [антифон: Пс 58. 2]; 4) Пс 78-80 [антифон: Пс 87. 6 и 78. 13]; 5) Пс 108-110 [антифон: Пс 108. 3]). Кроме того, в переводе упомянуты и другие псалмы с аналогичными "антифонами", исполняемые по прибытии на места тех или иных остановок.

***

Страстная седмица:

  • Иконография Страстной Седмицы - Православие.Ru
  • Общая композиция служб Страстной седмицы - иерей Михаил Желтов
  • Как устроена Страстная седмица? - Илья Красовицкий
  • О Страстной седмице - игумен Силуан Туманов
  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе... - протоиерей Александр Ильяшенко
  • Как провести Страстную седмицу - протоиерей Игорь Пчелинцев
  • Страстная среда: Между Богом и нами могут стоять только две преграды
  • Страстная седмица: Христос и я - Ольга Богданова
  • Страстной Четверг: Не будем надеяться на свои подвиги - митрополит Антоний Сурожский
  • Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад - Татьяна Сопова
  • Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) - иерей Михаил Желтов
  • Зачем Церковь проклинает Иуду? - архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени - иерей Михаил Желтов
  • "Слово в Великую Субботу" - патриарх Фотий Константинопольский
  • Каноны Великой субботы - иерей Михаил Желтов
  • Пятнадцать ступеней к Пасхе (о смысле пятнадцати предпасхальных паримий) - Андрей Десницкий

***

В грузинском переводе иерусалимского Лекционария о 15 псалмах в начале бдения уже не говорится, но псалом со "стихом" (т. е. "антифоном") здесь по-прежнему открывает собой моление на каждой из остановок (это Пс 2 [стих: Пс 2. 2]; Пс 40 [стих: Пс 40. 9]; Пс 40 [с небиблейским стихом]; Пс 108 [с небиблейским стихом]; Пс 58. 2 [с небиблейским стихом]; Пс 34. 1 [с небиблейским стихом]; Пс 21 [с небиблейским стихом]). Легко видеть, что грузинский перевод иерусалимского Лекционария, выполненный позже армянского, отражает этап постепенного вытеснения ветхозаветной гимнографии за счет новой, христианской, – в большинстве псалмов припевом служит уже не библейский стих, а христианская композиция. Кроме того, в грузинском переводе Лекционария каждый из упомянутых псалмов завершается одним или двумя ипакои (тропарем), более пространным, чем припев псалма. Аналог этих ипакои в позднейшем чине 12 Евангелий – седальны, замыкающие циклы из 3 антифонов, и исполняемые, согласно уставу, особенным образом (с повторами, с каждением, с выслушиванием их обязательно стоя).

Дальнейшее развитие гимнографических припевов к псалмам бдения Великой пятницы, включение в их число песнопений из других источников – в частности, 12 тропарей древнего чина дневного стояния Великой пятницы (из них полностью составлен современной 12-й антифон; они включены также в 7-й и 15-й) – и прибавление к антифонам богородичнов привели к постепенному вытеснению оригинальной основы этих антифонов, то есть псалмов. В современном чине 12 Евангелий остался всего один псаломский стих – это первая строка 1-го антифона (Князи людстии...), представляющая собой парафраз Пс 2. 2. Таким образом, антифоны – то есть, по своему происхождению, припевы – остались без тех текстов, к которым они должны припеваться. Впрочем, в некоторых византийских и древнерусских рукописях сохранились указания, как должны соединяться стихи псалмов с антифонами службы 12 Евангелий в их современном (т. е. позднейшем виде). Эти указания могут несколько различаться, но все же в целом они довольно стабильны. Псалмы к антифонам подобраны не случайно – это те стихи Псалтири, которые содержат самые яркие пророчества о Крестной смерти Христа. Ниже приведено возможное распределение стихов к 15 антифонам Великой пятницы в их современной редакции (без учета двоекратного повторения антифонов):

1-й антифон:

1-й тропарь (=парафраз Пс 2. 2) – 2-й тропарь

Пс 2. 4 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

2-й антифон:

Пс 35. 2 – 1-й тропарь

Пс 35. 3 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

3-й антифон:

Пс 34. 1 – 1-й тропарь

Пс 34. 4 – 2-й тропарь

Пс 34. 5 – 3-й тропарь

Пс 34. 8 – 4-й тропарь

Пс 34. 11 – 5-й тропарь

Пс 34. 12 – 6-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

4-й антифон:

Пс 15. 4a – 1-й тропарь

Пс 15. 4b – 2-й тропарь

Пс 15. 10 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

5-й антифон:

Пс 16. 1 – 1-й тропарь

Пс 16. 3 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

6-й антифон:

Пс 51. 3 – 1-й тропарь

Пс 51. 4 – 2-й тропарь

Пс 51. 6a – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

7-й антифон:

Пс 7. 2 – 1-й тропарь

Пс 7. 7a – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

8-й антифон:

Пс 58. 2 – 1-й тропарь

Пс 58. 4 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

9-й антифон:

Пс 68. 2 – 1-й тропарь

Пс 68. 3 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

10-й антифон:

Пс 52. 1 – 1-й тропарь

Пс 52. 4 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

11-й антифон:

Пс 87. 2 – 1-й тропарь

Пс 87. 4 – 2-й тропарь

Пс 87. 19 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

12-й антифон:

Пс 53. 3 – 1-й тропарь

Пс 53. 4 – 2-й тропарь

Пс 53. 15 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

13-й антифон:

Пс 142. 19 – 1-й тропарь

Пс 142. 3a – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

14-й антифон:

Пс 98. 1 – 1-й тропарь

Пс 98. 2 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

15-й антифон:

Пс 21. 2 – 1-й тропарь

Пс 21. 8 – 2-й тропарь

Пс 21. 18 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что гимнография Страстной седмицы (в первую очередь Великой пятницы и Великой субботы) и Пасхи является бесспорной вершиной византийской церковной поэзии. Глубина ее содержания и красота ее форм делают ее важной частью общецерковного наследия.

Использованная литература

1. В конкретных рукописях он может немного варьироваться; подробнее см.: Janeras S. Le Vendredi-Saint dans la tradition liturgique byzantine: structure et histoire de ses offices. R., 1988. (SA. 99 = Analecta Liturgica. 12). P. 51-113.

2. Эти тропари содержатся в чине часов Великой пятницы – по 3 на каждом из часов, – причем даже их современный текст в целом совпадает с текстом древних иерусалимских памятников.

28 апреля в этом году особенный день - Чистый Четверг. В нашем Храме утром служилась Божественная Литургия свт. Василия Великого, а вечером - чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа.

Великий Пост позади. Идёт Страстная Седмица - наступили Святые Дни. Чистый или Великий Четверг, в этот день мы вспоминаем установленное на Тайной Вечери Иисусом Христом Таинство Евхаристии, во вре-мя ко-то-ро-го все ве-ру-ю-щие под ви-дом хле-ба и ви-на вку-ша-ют ис-тин-ные Те-ло и Кровь Хри-сто-вы. На Тайной Вечери Господь пре-ло-мил хлеб и, бла-го-сло-вив его, по-дал апо-сто-лам со сло-ва-ми: «сие есть Те-ло Моё, ко-то-рое за вас пре-да-ёт-ся; сие тво-ри-те в Моё вос-по-ми-на-ние». Взяв ча-шу и бла-го-сло-вив её, ска-зал: «пей-те из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя но-во-го за-ве-та, за мно-гих из-ли-ва-е-мая во остав-ле-ние гре-хов».

Вечером читались 12 Страстных Евангелий. Удивительные службы. Не случайно они такие сконцентрированные, тихие и необычайно сильные. Эти Святые дни с детства врезаются в нашу жизнь. Поражают так, что мы уже не просто говорим, что знаем - да, Бог есть, но мы сопереживаем и через это верим и доверяем Христу Сыну Божиему.

"Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу - доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике… Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные. Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос". ("Лето Господне" Иван Шмелёв)

В Великий Четверг вечером или, лучше сказать, в ночь на Великую Пятницу совершается особая служба по чину утрени с чтением 12-ти Евангелий о Страданиях Господа, чередующихся с соответствующими песнопениями. В 12-ти читаемых Евангелиях излагается вся история страданий Господа – от прощальной беседы с учениками на Тайной Вечери до снятия со Креста и погребения Тела Господа Иосифом и Никодимом в присутствии жен-мироносиц. Рассмотрим подробнее содержание этой службы, возводящей нас на Голгофу.

Иерусалим. Голгофа

Утреня начинается обычным порядком. После шестопсалмия и великой эктении поется «Аллилуия» со сладкoпением и тропарь «Егда славнии ученицы», как и накануне в Великую Среду. Храм наполняется свечами в руках. По окончании тропаря и малой эктении читается по Евангелию от Иоанна прощальная беседа Господа со Своими учениками полностию: «Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися о Нем…» Несмотря на продолжительность беседы, она слушается с неослабным вниманием и умилением всякий раз как нечто новое. Автор настоящих строк имеет счастье и великую радость в течение своего 40-летнего священства читать эту беседу Спасителя 37 раз, и каждый раз с одинаковым умилением и утешением. Подробное изложение прощальной беседы Господа было сделано нами в другом месте нашей рукописи, и мы не будем повторять его. Между первыми шестью Евангелиями поются 15 песнопений, именуемых антифонами, по три антифона между Евангелиями. После каждых трех антифонов произносится малая эктения и поется седален. Первый антифон начинается словами: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». «Слово законопреступное возложиша на Мя, Господи, Господи, не остави Мене». «Чувства наши представим чистыми Христу, – поется в первом антифоне, – и, как друзья, принесем в жертву Ему наши души. Не будем, подобно Иуде, подавляться житейскими попеченьми, но из глубины сердца помолимся: Отче наш, иже еси на небесех, от лукавого избави нас!»

«Спешит Иуда к беззаконным книжникам. – Что вы дадите мне и я предам Его вам? Посреди же совещающихся невидимо стоял Тот, о Ком совещались: Сердцеведце, Господи, пощади души наши!»

«Послужим Богу с любовию, как Mapия на вечери, и не будем сребролюбивы, как Иуда: да всегда со Христом Богом пребудем!»

«После воскрешения Лазаря еврейские дети восклицали: Тебе Осанна! Но беззаконный Иуда не захотел понять этого».

«На Тайной Вечери Ты предсказал ученикам Своим: один из вас предаст Меня. Но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

«На вопрос Иоанна – кто предаст Тебя? – Ты хлебом указал предателя, но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

«Умывая ноги ученикам, Ты повелел им, Господи: и вы делайте то, что видите. Но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

«Бодрствуйте и молитеся, чтобы не впасть в искушение, – говорил Ты ученикам Своим, но беззаконный Иуда не захотел понять этого!»

Второе Е в а н г е л и е читается также от Иoaнна: о взятии Христа в саду Гефсиманском, о допросе Его у первосвященника Анны и о троекратном отречении Петра. Невольно противопоставляется противоположная психология двух апостолов – мрачного, застывшего в своем неподвижном отчаянии Иуды и кающегося, плачущего, мягкого и чистого сердцем Петра! На дальнейших антифонах поются трогательные песнопения: «Днесь Иуда оставляет Учителя и пpиeмлет диавола, ослепляется сребролюбием, отпадает от света; да и как он может видеть, продавши Источник Света за тридцать сребреников? Но, пострадавши за мир, возсияй нам, вопиющим Тебе: пострадавший и сострадавший людям, слава Тебе!»

«Днесь Творец неба и земли говорил Своим ученикам: приблизился час, приходит Иуда предать Меня. Пусть никто не отречется от Меня, видя Меня на Кресте между двумя разбойниками: Я страдаю как человек и как Человеколюбец спасу верующих в Меня!»

«Сегодня иудеи пригвождают ко Кресту Господа, разсекшаго море жезлом и проведшаго их в пустыни. Днесь копием пронзают ребра Его, язвами ради них покрывшаго Египет. И желчью напоили одождившаго им манну в пищу».

«Идя на вольную Страсть, Ты говорил ученикам: если вы и одного часа не могли побдеть со Мною, то как же вы обещаетесь умереть за Меня? Посмотрите на Иуду, как он не спит, стараясь предать Меня беззаконным. Встаньте, молитесь, пусть никто из вас не откажется от Меня, видя Меня на Кресте».

На следующем седальне Церковь поет: «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем? Разве от апостольскаго лика тебя отлучили? Или дарования исцелений тебя лишили? Или с другими, разделяя пищу, тебя от трапезы удалили? Или, умывая ноги другим, тебя обошли? О скольких благах ты забываешь! Во всем этом обнаруживается твой неблагодарный нрав и безмерное долготерпение Владыки!»

Третье Е в а н г е л и е читается от Матфея – о суде над Господом у Каиафы, о показаниях лжесвидетелей: о прямом вопросе первосвященника: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» И об утвердительном ответе Господа; о негодовании первосвященника, и о единогласном решении Синедриона предать Христа смерти за богохульство. Издевательства над Христом. Отречение Петра.

После третьего Евангелия поются антифоны 7-й, 8-й и 9-й.

Затем читается четвертое Е в а н г е л и е – от Иоанна: Христа ведут от Каиафы к Пилату, но они входят в Преторию, чтобы не оскверниться ввиду наступающей Пасхи. Пилат вышел к ним. Допрос Христа у Пилата. Пилат не находит в Нем никакой вины и хочет отпустить Его по обычаю ради праздника Пасхи. Иудеи требуют отпустить не Христа, но Варавву. Пилат подвергает Христа бичеванию и надругательствам. В поруганном виде выводит Его к Иудеям. Но те еще ожесточеннее требуют смерти Христа. После некоторого сопротивления Пилат «предал Его им, да распнется».

Поются антифоны 10-й, 11-й и 12-й, по своему содержание соответствующие читанному Евангелию.

«Одевающийя Светом, как ризою, нагим стоит на суде и принимает удары в ланиту от рук, Им созданных. На Кресте пригвождают Господа Славы. Завеса церковная раздирается, солнце меркнет, не вынося надругательства над Богом, пред Которым все трепещет, – Ему поклонимся!»

«За добро, оказанное Тобою роду еврейскому, осудили Тебя на распятие, напоили Тебя желчью и уксусом. Но воздай им, Господи, по делам их за то, что они не поняли Твоего снисхождения».

«Ни земля потрясшаяся, ни камни распавшиеся, ни церковная завеса, ни воскресение мертвых не убедили евреев. Воздай им, Господи, по делам их за содеянное ими зло».

«Так говорит Господь Иудеям: Люди мои! Что сделал Я вам? Или чем вас обидел? Слепцов ваших исцелил, прокаженных очистил, разслабленнаго воздвиг... Люди Мои, что Я сделал вам? И чем вы Мне воздали? За манну – желчь; за воду – оцет; вместо того, чтобы любить Меня, ко Кресту Меня пригвоздили!.. Я не могу это больше терпеть – призову Моих язычников, и те прославят Меня со Отцем и Духом, и Я дам им жизнь вечную».

После седальна читается Пятое Е в а н г е л и е от Матфея – о самоубийстве Иуды и о дальнейшем суде у Пилата. Вмешательство жены Пилата. Пилат умывает руки. «Кровь Его на нас и на детях наших!» Отправление на место казни. После Евангелия поются последние антифоны 13-й, 14-й и 15-й. «Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, пред Которым все ужасается и трепещет и Которого всякий народ воспевает, священники ударяют по ланите и дается Ему желчь. И Он все готов перестрадать, чтобы спасти нас от беззаконий наших Своею Kpoвию».

«Господи, Ты избрал спутником Своим разбойника, осквернившего руки в крови: приими и нас по Своему Человеколюбию!»

«Немного слов сказал разбойник на Кресте, но великую веру приобрел, в одно мгновение спасся, и первый, открыв райские врата, вошел в них: Слава Тебе, принявшему Его покаяние!»

«Сегодня висит на древе, повесивший землю на водах. Терновым венцом облагается Ангелов Царь, в ложную багряницу облагается, покрывающий облаками небо. Принимает заушение, освободивший во Иордане Адама. Гвоздьми пригвождается жених церковный. Копием прободается Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христe! (3-жды). Покажи нам и славное Твое Воскресение!» После малой эктении поется седален: «Ты искупил нас от клятвы закона пречистою Твоею Кровию, пригвоздившись ко Кресту и пронзившись копием, и даровал людям безсмертие! Слава Тебе, Спасителю нашему!»


Затем читается Шестое Е в а н г е л и е от Марка. Описываются издевательства воинов над Христом во дворе Пилата и шествие на Голгофу. По пути Крест возлагается на встречного поселянина Симона Киринейскаго. На Голгофе делятся между воинами ризы Господа по жребию. Дают Ему пить вино «есмирнисмено» – смешанное со смирною. «Он же не прият». По обеим Его сторонам распинают двух разбойников и помещают над Ним надпись Его вины: «Царе и у д е й с к и й ». Проходящие и священники издеваются над Ним: «Других спасал, Себя ли не может спасти?» «Сойди со Креста, и поверим Тебе!»

Пение антифонов кончилось. Поются заповеди блаженства со стихирами. После малой эктении вместо светильна поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий». – «Боже! Боже Мой! вонми Ми! Вскую оставил Мя еси!» Чувство оставленности Богом как следствие принятия на Себя всей тяжести первородного греха тяготило душу Распятого.

Читается Седьмое Е в а н г е л и е от Maтфея. В нем говорится о прибытии воинов со Христом на Голгофу и о всем прочем, как и в предыдущем повествовании Ев. Марка. От 6-го часа до 9-го тьма покрывает землю. В 9-м часу Иисус возопил громким голосом: «Или, Или, лима савахфани». Слова эти не всем были понятны. Один из воинов, намочив губку в уксусе, поднес ее на трости к устам Иисуса. Еще раз громко вскрикнув, Иисус испускает дух. Завеса церковная раздирается, земля сотрясается, камни распадаются. Гробы отверзаются – многие умершие воскресают и являются в городе многим. Сотник и другие с ним, видя происходящее, говорят: «Воистину Человек Сей был Сын Божий!» Читается 50-й псалом, дающий некоторую передышку тяжелым Голгофским переживаниям. После псалма снова читается Е в а н г е л и е – в о с ь м о е, от Луки, снова о распятии. Иисус молится: «Отче, отпусти им! Не ведают, что творят!» Снова издевательства со стороны народа, воинов и начальников. В них принимает участие и один из разбойников, но другой разбойник удерживает его и обращается с молитвой к Иисусу, который обещает ему рай вместе с Собою. Между тем тьма покрывает землю – oт шестого часа до девятого. В девятом часу Иисус громко воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». И скончался. Видя происходящее, сотник, стоявший у Креста, сказал: «Воистину человек этот был праведник». И весь народ, собравшийся на зрелище, видя происходящее, расходился по домам, бия себя в грудь. Тут же стояли и смотрели издали все, знавшие Его, в том числе и женщины, сопровождавшие Его из Галилеи.

После Восьмого Евангелия начинается пение Трипеснца (т.е. канона с уменьшенным числом песней – вместо девяти всего три), составленного Космою Маиумским: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе источившему непреложно и до страстей безстрастно преклоншемуся, Слове Божие, мир подаждь мне, падшему, Человеколюбче». «Омывши ноги и предочистившись причащением Твоего Божественнаго Таинства, Твои служители, Христе, восходят с То6ою с Сиона на великую гору Елеонскую». «Смотрите, друзья, сказал Ты им, не бойтесь: пришел час быте Мне взятому и убитому руками беззаконных. Все вы разсеетесь и оставите Меня, но Я соберу вас, чтобы вы проповедовали о Моем человеколюбии».

К о н д а к: «Пpиидите, прославим ради нас Распятаго! Видя Его на Кресте, Mapия говорила: хотя Ты и распятиe терпишь, но Ты и Сын, и Бог Мой!»

И к о с: «Видя Своего Агнца, влекомаго на закланиe, Mapия, распустив волосы, следовала за Ним с другими женщинами, восклицая: куда идешь, Чадо? Ради чего поспешение? Разве второй брак совершается в Кане Галилейской? И Ты спешишь туда, чтобы претворить воду в вино? Идти ли и Мне с Тобою? Или подождать Тебя? Скажи Мне слово, не проходи молча мимо Меня, которую Ты сохранил в чистоте: ибо Ты и Сын, и Бог Мой!

Песнь 8: «Столп злобы богопротивныя божественнии отроцы обличиша: на Христа же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот держащаго дланию: Ею вся тварь благословит, славящи во веки».

«Отгоните соне от очей ваших, – сказал Христос ученикам, – не ослабевайте в молитве, чтобы не впасть в искушение, и особенно ты, Симоне! Более сильному большее искушение! Разумей, Петр, Меня, Котораго вся тварь благословляет и славословит во веки!»

«Ни одного дурного слова никогда не скажу Тебе, Владыка! Умру с Тобою, хотя бы и все от Тебя отвернулись, – воскликнул Петр. – Не плоть и кровь, но Отец Твой открыл мне Тебя, Котораго вся тварь благословляет и славословит во веки».

«Глубину божественной премудрости и разума ты не всю испытал и бездну Моих судеб не постиг, человече, – сказал Господь. – Будучи плотию, не хвались: трижды отречешься от Меня, Котораго вся тварь благословляет и прославляет во вся веки».

Песнь 9: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После трипеснца поется знаменитый светилен, особенно обнаруживающий искусство и чувства наших церковных певцов и особенно умиляющий молящихся: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя!» Слушая трипеснец и светилен, мы входим в особенную глубину чувств и переживаний, вызываемых в нас богослужением Страстной Седмицы.

Каждый момент этих переживаний глубоко отзывается в нашем сердце, но не рождает в нас ни чувства ужаса и страха перед грядущим гневом Божиим, ни чувства ожидания страшной, беспощадной казни. Напротив, наше сердце, переполненное глубоким состраданием и любовью, остается исполненным глубокого мира и радости, погружаясь в необъятную бездну Божественной любви и снисхождения к человеческому роду!

После светильна читается Девятое Е в а н г е л и е (от Иоанна). У Креста Господа стояли Матерь Его, и Mapия Клеопова, и Mapия Магдалина, и любимый ученик Иоанн. Господь поручает.Матерь Свою Иоанну, a Иoaннa усыновляет Матери Своей. И с того дня Иоанн взял Матерь Господа Своего в свой дом. Иисуса Христа мучила жажда. Один из воинов, омочив губку в уксусе и воткнув на трость, утолил Его жажду. Сказав: «Совершилось», – Господь испустил дух.

Так как была Пятница и наступала Суббота, с которой в том году совпадала и Пасха, то иудеи, не желая оставлять в такой день тела на крестах, просили у Пилата разрешения перебить распятым голени и снять с крестов тела их. Пилат разрешил. Разбойникам, которые были еще живы, перебили голени. А Христу, Который уже скончался, не перебили голеней, но только один из воинов нанес Ему удар копьем, и из раны потекла кровь и вода. Так исполнились пророчества: «Кость не сокрушится от Него» и «воззрят на Того, Котораго пронзили».

После 9-го Евангелия читаются хвалитные псалмы и поются хвалитные стихиры: «Два лукавых дела сотворил Мой перворожденный сын Израиль: Меня, источник воды живой, оставил и выкопал себе колодец негодный. Меня на дереве распял, а Варавву выпросил и отпустил! Небо ужаснулось этому, и Солнце скрыло лучи свои, а ты, Израиль, не устыдился и предал Меня смерти: прости им, Отче святый, ибо они не знают, что делают».

Каждый член Твоей пречистой Плоти потерпел за нас пopyгaниe: глава – терние; лицо – оплевание; ланиты – заушение; уста приняли желчь, растворенную уксусом; уши – нечестивыя хулы; плечи – бичевание; руки – трость; все тело – pacпpocтepтиe на кресте; руки и ноги – гвозди; ребра – копие. Пострадавший за нас и от страстей нас свободивший, снисшедший к нам по милосердию и вознесший нас, всесильный Господи, помилуй нас!»

«Видя Тебя, распятаго, вся тварь трепетала; основания земли поколебались от страха власти Твоей… Род Еврейский погиб, церковная завеса разодралась на двое, и мертвые из гробов воскресли... Сотник, видя чудо, ужаснулся; и Матерь Твоя, громко рыдая, восклицала: «Как Мне не рыдать и не терзаться сердцем, видя Тебя нагого, как преступника, висящаго на Kpecте! Распятый, погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!»

После стихир читается Десятое Е в а н г е л и е от Марка: Иосиф из Аримафея осмелился войти к Пилату и просить Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, узнал от него, что Христос, действительно, умер, разрешил Иосифу взять Тело. Иосиф купил плащаницу, снял Тело со Креста, обвил Его плащаницею и положил Его в новый гроб, изсеченный из камня, в своем саду. И привалил камень к дверям гроба. При этом присутствовали Мария Maгдaлина и Мария Иосиева (т.е. Матерь Божия) и смотрели, где Его положили.

Великое Славословие в этот день не поется, а читается. После просительной эктении читается О д и н н а д ц а т о е Е в а н г е л и е, по Иоанну. По этому Евангелию, Иосиф, тайный ученик Христа, «страха ради иyдейска», просит у Пилата Тело И и су со во. Пилат разрешает взять. Пришел и Никодим и принес с собою ароматы Они взяли Тело Иисусово, обвили его одеждами с ароматами, как принято у иудеев. На том месте был сад, и в саду новый гроб, в котором никто еще не был положен. Там, ради пятницы иyдейской, так как гроб был близко, положили Иисуса.

После Евангелия поются стиховные стихиры: «Вся тварь изменяется от страха, видя Тебя висящим на Кресте: солнце померкло, основания земли потряслись, все сострадает Создавшему все; все претерпевший ради нас, слава Тебе!»

«Господи, когда Ты восходил на Крест, страх и трепет охватили всю тварь; Ты запрещал земле поглотить распинающих Тебя, аду же повелевал выпустить узников, Судия живых и мертвых, пришедший обновить людей, даровать им жизнь, а не смерть, – Человеколюбче, слава Тебе!»

«Уже омокается трость для приговора, от судей неправедных судится Иисус и осуждается на Крест; вся тварь страждет, видя на Кресте Господа. Но, принявши наше телесное естество и страдающий ради меня, благий Господи, слава Тебе!»

Читается Д в е н а д ц а т о е Е в а н г е л и е по Матфею. «Утром следующаго дня, пocле Пятницы, собрались apxиepeи и фарисеи к Пилату и говорили: мы вспомнили, что этот обманщик обещал воскреснуть в третий день. Прикажи охранять гроб до третьяго дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Тело и не сказали людям, будто Он воскрес из мертвых И будет последний обман хуже первого. Пилат ответил: Вы имеете стражу – идите, охраняйте, как знаете. Они пошли, запечатали гроб и поставили стражу!» После чтения Трисвятого поется тропарь дня: «Ты искупил нас oт клятвы закона Пречистою Твоею Кровию, пригвоздившись на Kpecте и пронзившись копием, и даровал людям безсмертие, слава Тебе!» Затем следует обычный конец утрени, без первого часа, который переносится на следующее утро.

Служба 12-ти Евангелий имеет центральное значение в богослужении всей Страстной седмицы. В ней описаны и вспоминаются все потрясающие события Великого Четверга, ночи на Великую Пятницу и Великой Пятницы.

Перед нами проходит ряд великих событий: Тайной Вечери, умовение ног, установление Таинства Причащения, молитва в саду Гефсиманском, взятие под стражу и вся мучительная ночь допросов, издевательств, надругательств и побоев, причиняемых Господу, отречение Петра, осуждение Господа на смерть, утверждение приговора Пилатом, шecтвиe на Голгофу, распятие и смерть Господа, погребение Его Тела в саду Иосифа Аримафейского, запечатание могилы и охрана ее стражею. Богослужебные песнопения почти не касаются догматического смысла Голгофы, не дают ее догматического истолкования, но оно ясно чувствуется верующим и любящим сердцем. Нет речи о гневе Божием, нег ужаса перед карающею рукою Божиею. Чувствуется только жертва безграничной любви к человечеству, и притом любви не только Страдающего Сына Божия, но и пославшего на это страдание Бога-Отца. «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3, 17). Так говорит Евнагелие, так говорит и богослужение Страстной седмицы даже в самые скорбные и потрясающие его моменты. Таково православное вocприятие Голгофы.

«Душе моя, душе моя, воспряни убо!» Раскрой глаза и подымись с геховного ложа; решись служить Богу живу и истину, как ты служила доселе идолом страстей; а все прочее уже готово к твоему.спасению. Готово Евангелие для вразумления тебя во всех случаях жизни; готова драгоценная одежда заслуг Христовых для прикрытия твоей духовной наготы; готово Тело и Кровь Сына Божия для насыщения твоего глада; готов елей и бальзам для уврачевания твоих ран; готова всемогущая благодать Духа Святого для подкрепления твоих слабых сил; гогов самый венец для увенчания твоих малых подвигов. «Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог». Слышишь, как Он гласом Евангелия вещает с пренебесной вечери Своей: «И еще есть место» (Лк. 15, 22). Это место для нас с тобою, душа моя! Поспешим же сделаться его достойными, доколе не наступила полночь, не затворились двери чертога, не угас елей во светильнике нашей жизни! Аминь.

Иннокентий, apxиeп. Херсонский

СЛУЖБА С ЧТЕНИЕМ 12 ЕВАНГЕЛИЙ
(Страстные Евангелия)

Служба «12-ти Евангелий» - великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга с чтением 12-ти Страстных Евангелий, посвященных страданиям Иисуса Христа.

Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

Страстные Евангелия:

1) Ин. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Ин.18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф.26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Ин.18:28-40, Ин.19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Мф.27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) Мк.15:16-32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Мф.27:34-54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лк.23:32-49 (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Ин.19:25-37 (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).

10) Мк.15:43-47 (Снятие тела Господа с Креста).

11) Ин.19:38-42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).

12) Мф.27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).

Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.

***

Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великой Пятницы, или служба 12-ти Евангелий , как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] - уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики под верхней перекладиной каждой двери дома (ср. Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

С. В. Булгаков, Настольная книга для священнослужителей

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Продолжительность 2:55:38 мин.

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: “Слава долготерпению Твоему, Господи!” После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа “смущаясь и дивясь”. Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.

Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!

Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения – сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. “Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.”

“Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.”

А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата – его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами , чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.

Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.

И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.

Страстные Евангелия:

1) Иоан. 13:31 —18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Иоан. 18:1-28 . (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф.26:57-75 . (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоан. 18:28-40 , 19:1-16 . (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Мф. 27:3-32 . (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) Мар. 15:16-32 . (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).