Верховный бог в славянской мифологии творец вселенной. Бог Род – славянский Бог-Творец. Род и рождение

РАВЕН ЛИ БОГ РОД ЕДИНОМУ ТВОРЦУ?

Связь Рода с рождением и смертью - вне зависимости от его истинного положения в славянском пантеоне - не вызывает сомнения хотя бы в силу имени.

Упомянутый Рудра также почитался как даритель жизни и смерти. У него просили никого не убивать, а также помощи и исцеления в случае болезни. Следовательно, ведический Рудра тоже был хозяином жизни-смерти. Символ Рудры-Шивы - фаллический лингам, в виде каменной колонны покоящийся на йони - символе женщины. Согласно «Махабхарате» (XIII, 14, 33), линга и йони - символы Творения. Кроме того, искусство Любви, несомненно, принадлежит Шиве. Шива и его жена Дэви исполняют оргиастический танец - «тандава». Рудра-Вратья - тот, кто «воспылал страстью и благодаря этому обрел потомство» («Да размножимся мы, о Рудра, через детей» (РВ, II, 33,1), «Да создаст он благо нашему скакуну, здоровье барану и овце, мужчинам и женщинам, быку» (РВ, VII, 6,5), «Рудра-бык, отец мира» (РВ, VI, 49,10). Рудра, один из богов неба, связан с грозой, яростью стихий и ветрами. Ветра нагоняют тучи, из которых проливается живительный дождь: он - «Повелитель жатвы» (РВ, I, 43,4).

Итак, ведические поэты сравнивают это с легкой женщиной, авантюристкой. Это было тем более естественным, что она была баядером, танцовщицей. Эта последняя особенность очень древняя. Славяне и литовцы любили говорить о танце восходящего солнца: «Солнце, танцующее на серебряных холмах, имеет серебряные ботинки на ногах», поют латыши. Так танцевали повсюду в день праздника весны, «нового солнца», например. среди немцев на празднике Австро, «восток». Эта особенность, которая заинтриговала многих мифологов, кажется совершенно естественной для всех, кто наблюдал восход солнца в ясном небе.

Имя Род встречается в многочисленных церковных поучениях против восточнославянского язычества с XII по XVII в. (Мильков, 1999, с. 95, 101, 333, 366–367; Гальковский, 1913, т. 2).

И. И. Срезневский в числе синонимов слова «Род» приводит «геенна, огонь неугасимый». Он же указывает, что это - имя божества древних славян (Срезневский, 1989, т. 3, ч. 1, кол. 135–138).

На мгновение красный диск, прежде чем отсоединиться от линии горизонта, кажется, колеблется и качается. В Ушах Индии, в австрийском тевтонстве соответствует Аусра латышей. Среди литовцев восходящее солнце является мужским богом, чье имя Усин связано с предыдущим. Он известен как Ушас своими лошадьми, которые танцуют, как богиня Авроре. Более того, Усин также танцует сам в литовских куплетах: Усинг данса, Усин прыгнул за мою лошадь. Прыгай, Усин, как можно выше, танцуй в саду маленьких лошадей.

Эос среди греков, напротив, женственный и, согласно тенденциям этого народа, явно антропоморфен. Утром она открывает небо своими «пальцами роз». Она держит кувшин, из которого она разбрасывает росу, разглаживает свет ее рук или рубиновых крыльев, пересекает небо на колеснице, соблазняет красивого Титоноса, римляне вместо почитания Авроры, обратился к Матеру Матуте, чья роль заключалась в том, чтобы распространять свет дня.

В Слове Исайи-пророка (XII в.) Род и Рожаницы как бы противопоставлены самому библейскому Богу-Творцу: «…Служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным…»

«Того ради не подобает хрстианом игр безовскых играти, иже ест плясание, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъская, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошии и Симу и Рьглу и Перуну и Роду и Рожаници…» - предупреждает «Слово о мздоимании» (Там же, с. 84–89).

Естественно, что эти виды использования во многих случаях были осложнены суевериями, стремящимися к вегетации, в которых преобладали большие огни, люстрации и гирлянды. Майское дерево было не менее необходимым и не менее частым дополнением к этому весеннему фестивалю, где благотворное влияние солнца на растительность и всякое плодородие отмечалось в популярных шарах. Одним из старейших видов использования, по-видимому, было то, что усыпать землю деревьями, ветками и цветами. Это принесло счастье и стало важным элементом церемоний и жертвоприношений.

В XVI в. в «Уставе преподобного Саввы» находим исповедальный вопрос: «Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?» (Аничков, 1914, с. 267).

Особое положение Рода в славянском пантеоне, казалось бы, вполне доказательно обосновано Б. А. Рыбаковым (Рыбаков, 1981, с. 438–470). Отталкиваясь от обратного, он сделал широко известный вывод об исключительной роли Рода у славян, опираясь в первую очередь на текст: «…Вседержитель, иже единъ бесмертен и непогибающих творец, дуну бо человеку на лице дух жизни, и бысть человек в душю живу: то ти не Род седя на воздусех, мечеть на землю груды, и в том ражаются дети… Всем бо есть творец Бог, а не Род» («Слово о вдуновении»). Справедливости ради отметим, что мысль не нова. Она появилась ещё в XIX в., но в полной мере её развил и явил миру академик Б. А. Рыбаков.

Это, в частности, индийский харкис и иранский бармен. Многие из этих обычаев, естественно, выжили в наших современных популярных радостях и в обычаях, окружающих наши религиозные праздники, однако они могут быть вдохновляющими. Дочь Небес и Сыны Небес в индоевропейских мифологиях.

Часто на этих фестивалях празднуется симулированный брак, обручение обстоятельств. Эти игры возвращаются к ритуалам, где вспоминался священный или божественный брак. Это был миф, восходящий к индоевропейской эпохе, и у него было несколько аспектов. Это, как правило, весенний союз бога небес с богиней, воплощающей силу поколения и производства. Наиболее распространенной формой является то, что Мать-Земля покрывает Небесный Отец и встречается среди немцев, скифов и греков, которые, однако, весной празднуют иероизм «священный брак» Зевса и Герра, и Герра была защитником женщин, матери Эйлитии, которая руководила поставками.

Большинство современных популяризаторов славянской мифологии и последователей природной веры вслед за Б. А. Рыбаковым называют в качестве Бога-Творца именно Рода. Б. А. Рыбаков, один из наиболее ярких и в то же время неоднозначных отечественных историков XX столетия, выступает в таком случае как непререкаемый авторитет (несмотря на всю критику, которой подверглась его посылка с самого выхода книги). Под неоднозначностью имеется в виду спорность ряда выводов, которые делает глубоко уважаемый нами учёный, крупный археолог и историк в книгах «Язычество древних славян» (М., 1981) и «Язычество Древней Руси» (М., 1987).

Среди римлян, Юнона, был его праздник весной. Ее прозвище Лусетья, по-видимому, указывает, что она была в один прекрасный день светящейся богиней. Под именем Лусиной «блестящая» она выполняет роль Эйлитии. Он также защищает святость брака. Для немцев «невестой небес» является «Соль», «солнце». То же самое в Литве, где Саулес мейта, богиня солнца, называется «дочерью Бога». Эти люди, а также индуисты также говорили о союз между солнцем и луной. Южные славяне часто поют в своей популярной поэзии свадьбу солнца с луной или с рассветом.

В литовском мифе, помимо «дочери Бога», есть два «сына небес», которые служат ему мальчиками чести или иногда претендентами. Другие песни показывают, что здесь утренней звезды и вечерней звезды. Эти боги называются «лошадьми» или «всадниками». Они действительно понеслись по небу, как солнце. Это обожение утренней звезды и что в тот вечер, чья мягкая внешность считалась благоприятной, породила с индоевропейского периода пару помогающих божеств, чьи черты хорошо сохранились среди разных народов.

«Обожествление Рода вряд ли случайно. Священный смысл божества заключен в его имени, и каким бы ни было это имя, до нас не дошедшее, символично, что табуировавшее его слово было словом Родъ. Еще в прошлом веке К. Н. Бестужев-Рюмин писал: „Что касается Рода, то нечего искать в нем предка, а надо остановиться на свидетельстве одной рукописи XVI века, приводимой Н. В. Калачевым: „То ти не Род седя на воздусе мечет на землю груды, и в том рождаются дети“. Таким образом, Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель“ (1872, с. 24). Б. А. Рыбаков считает это указание важным и согласен с Бестужевым-Рюминым, а между тем в его работе ясно говорится: „не Род“ все это делает, а кто-то другой, и ниже становится ясным, кто именно: „Всем бо есть творец бог, а не Род“ (Рыбаков, 1981, с. 449). Согласиться с тем, что язычники противопоставляют Рода христианскому Богу, значит утверждать единобожие древних славян, что, конечно же, странно. Славяне - язычники, они поклонялись многим богам, которых христиане назвали впоследствии бесами. Родъ, скорее всего, - выражение обобщенного представления культа предков и плодородия, на что указывает и этимология корня (*ard - "успех, урожай, прибыль", но и "забота"; см.: Трубачёв, 1959; на с. 152 говорится о том, что корень имеет также значение "происхождение"). Лишь в позднейшей традиции Родъ упоминается наряду с наименованиями атрибутов „воинского бога“, обычно свойственных Перуну: гром и молния (Рыбаков, 1981, с. 452)» (Колесов, 2000, с. 27).

В Индии их называют «всадниками». Они каждый день бродят по небу своими колесницами, согласно солнцу, и они посещают небесный брак Сурьи, «богини солнца», с Сомой. честь солнечной богини, если они не представлены как ее два любовника или как ее два мужья. Говорят, что они берут богиню на своей колеснице. Они вызываются на рассвете и закате, особенно перед восходом солнца, и они «блестящие», «чудесные» и «красные». Они следуют Ушасу, «рассвет». Их благотворная роль отмечается со всех сторон в Ведах.

Род в мифологии

Они исцеляют болезни, спасаются в случае опасности, особенно в битве, обеспечивают плодовитость невесты. Они особенно ценны в океане, где они хранят корабли посреди бури. Их имена: Полидекуи, «очень блестящие», и Кастор, «блестящие», ссылаются на их светимость. Они представлены как два молодых гонщика на белых лошадях. Иногда звезда накладывается на их лбы. Они - спутники, «спасители», и, как в Индии, они представляют себя в момент опасности, особенно в поле битвы или на море.

При внимательном прочтении, а главное, знакомстве с другими источниками действительно возникает достаточно много замечаний и вопросов к описанию язычества древних славян Б. А. Рыбаковым. Например, из текста Слова о вдуновении никак не следует, что именно Род является богом-творцом, хотя именно ему противопоставляется. Можно сделать лишь вывод, что Род, по представлениям язычников, участвует в зачатии и/или рождении детей, а также как-то соотнесён с воздушной стихией. Но кому же ещё может быть противопоставлен некий языческий персонаж, т. е. «чёрт», «бес», в монотеистическом учении? Есть только один оппонент, по воле которого всё происходит, и его слуги, организованные в полном соответствии с феодальной лестницей, калькируя господствующий социальный строй.

Это проявление всегда является признаком спасения. Культ Диоскури был доставлен в Рим. Вероятно, однако, что итальянцы сохранили в других формах остатки веры в доброжелательных близнецов, сестер Рассвета. Кажется, например, что Матута, «Рассвет», в некоторых случаях ассоциировался с Ромулом и Ремусом.

Среди немцев, по свидетельству Тацита, два брата Алкиса почитались в священных рощах Нахарваля. Более того, миф о Диоскури, в измененных формах, оказался среди них в разных сказках, таких как тот, в котором говорится, что Фрейю, светящуюся богиню, ухаживают два карлика, которые получают ее благосклонность, ожерелье из золота.

Нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство: языческие воззрения древних славян, как они предстают в трудах Б. А. Рыбакова (1981,1987), соответствуют современным знаниям об уровне общественного развития, достигнутого нашими предками накануне внедрения христианства. Вкратце поясним свою мысль.

Появление чётко упорядоченного, иерархически выстроенного пантеона присуще народу (народам), который уже образовал единый этнос и/или единое государство. О славянах VII–IX вв. мы этого сказать не можем. Протогосударственные образования появляются лишь у отдельных племён, которые - невзирая на общность языка и культуры - уже достаточно далеки друг от друга. По крайней мере, не едины. Держава князя Само {11} , пусть недолговечная, появляется в VII в., а раннефеодальное государство, известное нам ныне как Древняя Русь, складывается окончательно лишь в X–XI вв. (см., напр., Кузьмин, 2003). С другой стороны, славяне очень долго сохраняют многие древнейшие черты времён единства первоначальной общности. Индоевропейцам присуща вера в единого бога, подателя благ и творца (Дюмезиль, 1986). Этот же вездесущий бог - Рудра - выступает и в негативном проявлении, как разрушитель Мира. В то же время в языческих верованиях славян отчётливо прослеживается сильное матриархальное начало.

Альберт Карной, языческий бой № 27. Это только потому, что они были помещены в небо как созвездие? Греческий гелан, гелене означает «факел, лампа». Германн, Нордише Мифология, стр. . Первоначально индоевропейские божества покровительствовали элементам природы, особенно небесам, землям и звездам, но также атмосферным явлениям. Таким образом, три цвета - это белый суверенитет, красный войны и черный от функции производства.

Греческая богиня рассвета - Эос, второстепенная богиня эллинского пантеона, которую Гомер описывает как «с пальцами роз», и для которого связано несколько мифов, а именно любовь Любви Ареса и Эос, с одной стороны, и Титон, с другой, троянский любовник, которого она попросила Зевса предоставить ему бессмертие, но забыв предоставить ему также вечную молодость, которая сделала его первым зомби мифологии.

Является одним из основных божеств. К сожалению, информации о нем практически не сохранилось, поэтому все сведения, имеющиеся в общем доступе требует тщательной проверки. В данной статье мы расскажем, какую роль он играл не только для отдельного славянина или семьи, а всего славянского народа. Не случайно мы упомянули о глобальной (общеславянской) и локальной (семейной) роли. Ученые по-разному видят Бога Рода в жизни славян. Какова же его роль?

Хотя Эос, богиня фундаментальных индоевропейских пантеонов, настолько несовершенна, она на самом деле потому, что ее роль были связаны с двумя новыми божествами, которые, вероятно, были эпиклесами Рассвета, а именно Афины и Афродиты. Даже если их этимология неясна, могут быть выдвинуты некоторые серьезные гипотезы. Афина, таким образом, была бы защитной богиней цитаделей, как Афинский Акрополь. Она воплощает воина рассвета, шлема и вооружения. Что касается Афродиты, ее имя было сопоставимо с именем западной богини Ашторет, богини, которой она почитала на Кипре.

Н. М. Гальковский говорил, что самым темным и запутанным является вопрос почитания славянского Рода и рожаниц. Все современные источники, упоминающие Бога Рода, можно разделить на 3 вида:

  • Не у поминающие его вообще;
  • Показывающие нам его в образе божков семейного плана. Что-то на подобии домового;
  • Говорящие о том, что он создатель мира и основа всего сущего.

Начать следует с того, что местом обитания Бога Рода у славян не может быть только дом и тем более печка. Дело в том, что в отношении него упоминается такой термин, как: "мечет на землю груды" . Как же метать на землю груды, когда ты сидишь за печкой? Поэтому представить Рода в качестве домового сложно. Тем более, во всех источниках он упоминается в единственном числе, а домовые во множественном. Да и упоминание домового с именем славянского бога никому еще не встречалось. Несмотря на то, что теория Рода-домового не выдерживает никакой критики, ученых, придерживающихся данной теории, достаточно.

Хотя вероятно, что две богини были связаны в умах греческих киприотов, это не означает, что Афродита была семитского происхождения. Фактически, его классическая этимология «морской пены» вполне может быть правильной, поскольку ее можно сравнить с именем маленьких индийских женских божеств, апсаров, эротических нимф, населяющих бога Индры Сварга в традиции Ведический, а также родом из вод. Она воплощает Аврору в любви, символизированную розой.

Наконец, Афина - дочь богини мудрости, Метис, чье имя очень точно напоминает о богине Минерве, ее латинском эквиваленте. Это подводит нас к существованию трех богинь рассвета, как от атмосферного явления, так и от оборонительной войны, а также от любовного желания, богинь, кроме всех, связанных с богом войны в Аресе. Эос и Афродита были любовницей бога, тогда как Афина была представлена ​​ее соперником на поле боя Гомером, но часто была отмечена рядом с богом, как в храме бога, Арес в Афинах. Ареш играет свою первостепенную роль - богу грозы и войны, хотя под влиянием критян греки предпочли придать Зевсу эту функцию богу молнии, с другой стороны, его немецко - Скандинавский Тор сохранит.

Со славянским Богом Родом связано множество слов с корнем "род" : родник, родиа (молния), народ, плодородие, урожай и род. Большая часть слов известна всем. Остановимся на слове "род" в современном понимании. Род - это поколение, происходящее от одного предка. И так, у нас есть Бог Род и род, как поколение людей, имеющих родственные связи. Что получается? Бог Род у славян - это основа всего народа, исток . Не случайно церковные писатели 11-13 веков приравнивали его и бога-отца Саваофа (одно из имен бога в христианстве и иудаизме). Хотя Любор Нидерле (чешский историк) в своих работах говорил о Боге Роде, как о демоне судьбы. Но деревянная резьба не подтверждает эти убеждения. Символ Бога Рода обширно использовалсь в быту : над стенами, на щипце кровли, на деревянных "полотенцах". Все это говорит о важности Бога Рода у славян и его почитании.

Бог Род в пантеоне славянских Богов

Богиня любви и войны. Более того, как и в греческом случае, богиня рассвета под своим именем часто теряла свое великолепие на благо новых божеств. Однако это не везде. Среди литовцев литовская богиня Аушрини остается на переднем плане, тогда как для латышей по необъяснимым причинам она сменила секс и стала богом Аусеклисом и олицетворяет планету Венеру. С другой стороны, среди римлян, даже если Аврора сохранит более солидные элементы поклонения, она испытает эволюцию, параллельную той, которую она знала среди греков.

Доподлинно известно, что 26 декабря был днем Рода . Даже в период христианизации славяне праздновали этот день. Собор богородиц. Именно так говорили об этом дне. Н. М. Гальковский писал, что женщины ходили в церковь и приносили туда пироги и хлеб . День почитания Рода наступает сразу после дня зимнего солнцестояния. У славян в этот день праздновался праздник Коляда . У христиан эта дата символизирует рождение Христа. Зимнее солнцестояние - это рождение нового солнца. Рождение Христа и рождение солнца? Выходит, что Христос и солнце в этот день тождественны. И это не домыслы. Вот еще одно доказательство. "Бог есть свет. И нет в нем Тьмы...". Это слова из Библии. И солнце - есть свет. Вряд ли кто-то будет с этим спорить. А если Бог есть свет, и Солнце есть свет, то вывод очевиден.

В роли воинственной богини полярных сияний встречаются славянские Зорья, германско-скандинавские Валькирии, все вооруженные и вооруженные, как Афина. В роли авроральной богини любви это, с другой стороны, Лада среди славян и Фрейя среди германо-скандинавцев. Это объясняет, почему некоторые из мертвых воинов не идут в Валгаллу, чтобы присоединиться к Одину, но в рай богини Фрейи, иллюстрируя в состоянии остатка более старую роль воина. Фрейя, чье имя, вероятно, означает «дорогая», - это скандинавская Венера, тогда как Остара, богиня рассвета, празднуемая во время германской Пасхи, ограничивается вопросами плодородия природы.

В понимании славян бог Род всеобъемлющий. Он основа всего. Свет также всеобъемлющий. Поэтому не удивительно, что многие исторические работы отождествляют Рода - Свет - Христа . Б. А. Рыбаков очень хорошо описывает подобную связь в .

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в данной статье мы старались сконцентрироваться на фактах. На просторах интернета можно встретить различные "сказки" о Боге Роде , правдивость которых ничем не подкреплена. Мы же постарались вкратце донести те факты, которые взяты из исторических документов. Более подробно изучить данную тему можно в работах Б. А. Рыбакова, Н. М. Гальковского и других.

Индоевропейские и семиты, по таинственной причине, несомненно, связанные с цветом звезды, связаны с Авророй и планетой Венера. С другой стороны, шумеры связали планету Венеру с богиней Инанной, никакой конкретной богини рассвета, появляющейся в их мифологии. Если аккадианцы просто заменили Инанну их Иштар, западносемитские народы, с другой стороны, связали звезду с их собственным богом рассвета, Шахар.

Появление великого Творца

Одной из особенностей бога Шахара является рождение двух братьев-близнецов, которые являются Хелелом, богом утренней звезды, и Шалем, богом вечерней звезды. Аналогичное явление наблюдается у Афродиты, Венеры и латышского бога Аусеклиса. Трудно узнать, является ли это залогом от индоевропейцев к семитам, или от семитов до индоевропейцев, и в какой период. Среди языческих арабов также два божества-близнеца покровительствовают утром и вечером, а именно Азизом и Рудой.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!