Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию? Истина, истинное и ложное. Критерии истины Верны ли суждения об абсолютной истине

Истина 1. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это соответствие знаний интересам человека. Б. Истина – это соответствие мысли действительности. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

Истина 3. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 4. Верны ли суждения? А. Любая истина объективна и относительна. Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

Истина 5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание А. С которым не все согласны. Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

Истина 6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании? А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что суще ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

Истина 8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания. Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 10. Верны ли следующие суждения о познании? А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни. Б. Объектом познания может быть человек. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира. Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке. Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 13. Верны ли следующие суждения? А. Наука и религия являются формами познания мира Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

Истина 14. Верны ли следующие суждения? А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

Истина 15. Верны ли следующие суждения о познании? А. В структуру познания входят цель, средства, результат. Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Истина 16. Верны ли следующие суждения? А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета. Б. Умозаключение – это логическая связь суждений. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

Истина 17. Верны ли следующие суждения о формах познания? А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов. Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Познание

Познание мира.

1. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

    отражает форму предмета

    создаёт зрительный образ предмета

    сравнивает существенные признаки предметов

    определяет пространственное расположение предметов

2. Какое из приведённых утверждений является научным

    Время течёт повсюду одинаково и ни от чего не зависит

    Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения

    Электрически ток течёт по проводам так же, как вода по трубам

    Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

1. Рациональное познание в отличии от чувственного,

    обновляет знания об окружающем мире

    формирует наглядный образ предмета

    осуществляется в форме ощущения, восприятия и представления

    использует логические умозаключения.

2. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже схеме.

Ответ: ______________________

3. Найдите в приведённом ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны…

  1. суждение

    наблюдение

    ощущение

    восприятие

4. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания

А. несоответствующие предмету изучения

Б. не проверенные экспериментальным.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

Истина и её критерии.

1. Верны ли следующие суждения об истине.

А. Истина - это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина - это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об истине

А) Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные

Б) Относительная истина – это полное, неизменное знание.

    верны только А

    верны только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны.

3. И абсолютная и относительная истины

    всегда находят своё подтверждение в практике

    носят объективный характер

    дают полное, исчерпывающее знание о предмете

    могут быть опровергнуты со временем

4. Запишите пропущенное слово:

«Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют…….

истиной».

Ответ:____________

Многообразие форм человеческого знания.

1. «Зелёным цветом растение обязано хлорофиллу». Данное утверждение является примером

    житейского знания

    мифологического знания

    научного знания

    паранаучного знания

2. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

    художественного образа

    паранаучного знания

    суждения на уровне здравого смысла

    научного знания

3. Установите соответствие между формой познания и её особенностью к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Научное познание.

1. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания

    измерение объектов

    описание экспериментальных данных

    выдвижение гипотезе

    проведение наблюдений

2. Только в состав научного знания входят

    установленные факты

    экспериментально обоснованные выводы

    логические умозаключения

    результаты наблюдений

3. И религиозному и научному знанию свойственно то, что они

    носят объективный характер

    предполагают доказательства

    могут передаваться из поколения в поколение

    необходимы человеку для рациональной деятельности

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: _______________________________

Науки о человеке и обществе.

1. Какая из перечисленных наук даёт ответы на вопрос, что такое добро и зло.

    психология

    эстетика

    социология

2. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства

    философия

    социология

    политология

    экономика

3. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и социальных ролей занимается

    правоведение

    социология

    политология

4. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе»?

    социология

    правоведение

    15. И абсолютная, и относительная истины:

    1) всегда находят свое подтверждение в практике; 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете;

    2) носят объективный характер; 4) могут быть опровергнуты со временем.

    16. Истинное знание в отличие от ложного:

    1) добывается в ходе познавательной деятельности; 3) абстрагируется от второстепенных черт;

    2) соответствует самому предмету познания; 4) изложено научным языком.

    17. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

    Ложными являются знания

    А. не соответствующие предмету изучения.

    Б. не проверенные экспериментальным путем.

    18. Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

    Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

    1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

    19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

    Практика – это относительный критерий истины, потому что

    А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

    Б. существуют явления, не доступные для практического воздействия на них.

    1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;

    4) оба суждения неверны.

    20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

    «Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть ___________ истиной».

    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…

    Объективная истина в общественных науках, как и в естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…

    При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.

    Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».

    (А.М.Коршунов, В.В.Мантатов)

    21. Какие два определения объективной истины даны авторами?

    22. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте?

    23. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.

    24. Приведите три примера, подтверждающих три любые утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.

    Научное познание

    25. Только в состав научного знания входят:

    1) установленные факты; 3) логические умозаключения;

    2) экспериментально обоснованные выводы; 4) результаты наблюдений.

    26. Что является примером научного знания?

    1) дважды два – четыре; 3) делу время – потехе час;

    27. Какое из приведенных утверждений является научным?

    1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит;

    2) судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения;

    3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;

    4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

    28. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

    1) измерение объектов; 3) выдвижение гипотезы;

    2) описание экспериментальных данных; 4) проведение наблюдений.

    29. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.

    Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

    30. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

    31. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущие науке.

    Прочитайте текст и выполните задания 32-35.

    Эмпирическое познание.

    Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа <…>

    Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предполагавшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные <…> Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование различных рациональных приемов исследования <…>

    На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т.д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление <…> проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются <…> обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания.

    (А.Н.Елсуков)

    32. Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?

    33. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств.

    35. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира.

    Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

    Камилла

    Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

    Айрат

    Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

    Лейсан

    Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

    Дмитрий

    Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

    Виолетта

    "Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

    Олеся

    В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

    Артем

    Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

    Дима

    Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

    (по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)

    Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.

    Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».

    1.
    А. Истина - это соответствие знаний интересам человека.
    Б. Истина - это соответствие мысли действительности.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
    А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
    Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».

    Истина - это:
    - соответствие знаний действительности;
    - то, что подтверждено опытом;
    - некое соглашение, конвенция;
    - свойство самосогласованности знаний;
    - полезность полученного знания для практики.

    Классическое определение звучит так: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.

    3. Верны ли следующие суждения об истине?
    А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    4. Верны ли суждения?
    А. Любая истина объективна и относительна.
    Б. Абсолютная истина практически недостижима.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
    А. С которым не все согласны.
    Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    Комментарий . Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

    Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

    Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

    6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
    А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
    Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, - это заблуждение.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    Комментарий . Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.

    7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
    А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
    Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что суще-ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
    А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
    Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика - это относительный критерий истины, потому что
    А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
    Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    Комментарий . Критерии истины - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины - практика.

    10. Верны ли следующие суждения о познании?
    А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
    Б. Объектом познания может быть человек.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
    А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.
    Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
    А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
    Б. Художественные образы - это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    13. Верны ли следующие суждения?
    А. Наука и религия являются формами познания мира
    Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    14. Верны ли следующие суждения?
    А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
    Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    15. Верны ли следующие суждения о познании?
    А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
    Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    16. Верны ли следующие суждения?
    А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
    Б. Умозаключение - это логическая связь суждений.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
    А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
    Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.