Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию? Истина, истинное и ложное. Критерии истины Верны ли суждения об абсолютной истине
Истина 1. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это соответствие знаний интересам человека. Б. Истина – это соответствие мысли действительности. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Истина 3. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 4. Верны ли суждения? А. Любая истина объективна и относительна. Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Истина 5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание А. С которым не все согласны. Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Истина 6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании? А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что суще ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Истина 8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания. Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 10. Верны ли следующие суждения о познании? А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни. Б. Объектом познания может быть человек. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира. Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке. Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 13. Верны ли следующие суждения? А. Наука и религия являются формами познания мира Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Истина 14. Верны ли следующие суждения? А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Истина 15. Верны ли следующие суждения о познании? А. В структуру познания входят цель, средства, результат. Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Истина 16. Верны ли следующие суждения? А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета. Б. Умозаключение – это логическая связь суждений. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Истина 17. Верны ли следующие суждения о формах познания? А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов. Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Познание
Познание мира.
1. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
отражает форму предмета
создаёт зрительный образ предмета
сравнивает существенные признаки предметов
определяет пространственное расположение предметов
2. Какое из приведённых утверждений является научным
Время течёт повсюду одинаково и ни от чего не зависит
Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения
Электрически ток течёт по проводам так же, как вода по трубам
Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
1. Рациональное познание в отличии от чувственного,
обновляет знания об окружающем мире
формирует наглядный образ предмета
осуществляется в форме ощущения, восприятия и представления
использует логические умозаключения.
2. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже схеме.
Ответ: ______________________
3. Найдите в приведённом ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны…
суждение
наблюдение
ощущение
восприятие
4. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания
А. несоответствующие предмету изучения
Б. не проверенные экспериментальным.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Истина и её критерии.
1. Верны ли следующие суждения об истине.
А. Истина - это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина - это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об истине
А) Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные
Б) Относительная истина – это полное, неизменное знание.
верны только А
верны только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны.
3. И абсолютная и относительная истины
всегда находят своё подтверждение в практике
носят объективный характер
дают полное, исчерпывающее знание о предмете
могут быть опровергнуты со временем
4. Запишите пропущенное слово:
«Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют…….
истиной».
Ответ:____________
Многообразие форм человеческого знания.
1. «Зелёным цветом растение обязано хлорофиллу». Данное утверждение является примером
житейского знания
мифологического знания
научного знания
паранаучного знания
2. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером
художественного образа
паранаучного знания
суждения на уровне здравого смысла
научного знания
3. Установите соответствие между формой познания и её особенностью к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Научное познание.
1. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания
измерение объектов
описание экспериментальных данных
выдвижение гипотезе
проведение наблюдений
2. Только в состав научного знания входят
установленные факты
экспериментально обоснованные выводы
логические умозаключения
результаты наблюдений
3. И религиозному и научному знанию свойственно то, что они
носят объективный характер
предполагают доказательства
могут передаваться из поколения в поколение
необходимы человеку для рациональной деятельности
4. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: _______________________________
Науки о человеке и обществе.
1. Какая из перечисленных наук даёт ответы на вопрос, что такое добро и зло.
психология
эстетика
социология
2. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства
философия
социология
политология
экономика
3. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и социальных ролей занимается
правоведение
социология
политология
4. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе»?
социология
правоведение
15. И абсолютная, и относительная истины:
1) всегда находят свое подтверждение в практике; 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете;
2) носят объективный характер; 4) могут быть опровергнуты со временем.
16. Истинное знание в отличие от ложного:
1) добывается в ходе познавательной деятельности; 3) абстрагируется от второстепенных черт;
2) соответствует самому предмету познания; 4) изложено научным языком.
17. Верны ли следующие суждения о ложном знании?
Ложными являются знания
А. не соответствующие предмету изучения.
Б. не проверенные экспериментальным путем.
18. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.
Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. существуют явления, не доступные для практического воздействия на них.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:
«Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть ___________ истиной».
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…
Объективная истина в общественных науках, как и в естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…
При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.
Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».
(А.М.Коршунов, В.В.Мантатов)
21. Какие два определения объективной истины даны авторами?
22. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте?
23. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.
24. Приведите три примера, подтверждающих три любые утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.
Научное познание
25. Только в состав научного знания входят:
1) установленные факты; 3) логические умозаключения;
2) экспериментально обоснованные выводы; 4) результаты наблюдений.
26. Что является примером научного знания?
1) дважды два – четыре; 3) делу время – потехе час;
27. Какое из приведенных утверждений является научным?
1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит;
2) судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения;
3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;
4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
28. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
1) измерение объектов; 3) выдвижение гипотезы;
2) описание экспериментальных данных; 4) проведение наблюдений.
29. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.
Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.
30. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.
31. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущие науке.
Прочитайте текст и выполните задания 32-35.
Эмпирическое познание.
Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа <…>
Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предполагавшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные <…> Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование различных рациональных приемов исследования <…>
На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т.д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление <…> проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются <…> обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания.
(А.Н.Елсуков)
32. Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?
33. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств.
35. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира.
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)
Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.
Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».
1.
А. Истина - это соответствие знаний интересам человека.
Б. Истина - это соответствие мысли действительности.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
2.
Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».
Истина - это:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.
Классическое определение звучит так: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.
3.
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
Комментарий . Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, - это заблуждение.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Комментарий . Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что суще-ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика - это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Комментарий . Критерии истины - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины - практика.
10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы - это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение - это логическая связь суждений.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.