Местные традиционные верования. Региональные и локальные религии. Мировые религии, их характеристика и география. Традиционные верования это Традиционные религиозные верования народов мира

религия христианство индуизм шаманизм

ИНДУИЗМ , основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 1 млрд. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает бульшую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.

Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бульшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.

За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

Сикхимзм - религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539).

Священное писание - «Гуру Грантх Сахиб».

Паломник-сикх на фоне Золотого храма

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру.

Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается в двух аспектах - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Конфуцианство - является не столько религией, сколько древним учением, вобравшим в себе этико-политические нормы. В отличии от большинства религий, конфуцианство рассматривает, прежде всего, вопросы человеческих отношений, в частности - отношений правителя и подчиненного, так что религией оно, по определению, не является. Основное отличие от религии заключается в том, что конфуцианство не подразумевает под собой какую-либо церковь. Но учение настолько глубоко проникло в духовность китайского общества, что по значимости стало не меньше любой религии.

Изучая конфуцианство, человек может прочитать большое количество разнообразных письменных источников. Это даст лучшее понимание того, как именно учение влияет на многие аспекты общественной жизни китайцев. Основными сводами канонов религии является «Пятикнижие» и «Четверокнижие», причем второй набор писаний не считался каноничным вплоть до 12 века. Отсутствие, какого бы то ни было бога и иных высших сил, делает конфуцианство одной из самых гибких религий современного мира, которая успешно подстраивается под сегодняшние потребности общества.

Одним из важнейших элементов конфуцианской религии является культ предков. Учение о «Cяо»- сыновей почтительности, заботе о родителях.

У японцев существует своя религия - синтоизм , которая образовалась достаточно давно и в полной мере ощутила на себе влияние буддизма. Синтоизм является религией со множеством объектов поклонения, которыми могут быть как божества, так и духи умерших людей.

Во многом синтоизм можно отнести к языческим религиям, так как свое божество может присутствовать у многих предметов и земных явлений. Причем, что удивительно, духом не обязательно может быть наделен какой-либо живой предмет, к примеру, дух, живущий в определенном камне, считается духом местности, где этот камень находится. так и многие восточные религии, синтоизм совсем не предполагает какое-либо спасение, он оставляет полную свободу выбора для каждого человека, который может быть сам распоряжаться, что делать со своими поступками, чувствами и эмоциями. Его душа после смерти пойдет точно такой же путь, как и души всех остальных живых и неживых существ. Наряду с богами, синтоисты активно почитают духов своих предков, которые при жизни считались покровителями своих родных, а после смерти будут служить защитниками потомкам. Среди приверженцев этой религии присутствует вера в различные тотемы, амулеты и даже магию.

Интересно синтоисты относятся к добру и злу. В традиционных религиях, таких как христианство и ислам, добро и зло принято возводить в абсолют, раскрашивать в определенные цвета. Синтоисты же считают, что полностью доброго или полностью злого человека не существует, а добрые и злые поступки подразделяются ими только в плане своей пригодности для жизни. Естественно, пригодным и полезным считается делать именно добро. Человек, который вынужден творить зло, по учениям синтоистов, является просто обманутым злыми духами, так как сам процесс совершения скверных поступков, является неестественным. Не допустить же пагубного влияния различных злых духов, человек вполне по силам и сам, для этого ему надо просто жить в гармонии с самим собой и максимально приблизится к божествам, естественно, через активное поклонение и служение.

Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир - единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом.

Иудаизм является древнейшей авраамической религией, основой, от которой произошло, сначала христианство, ну а позднее уже и ислам. Зарождение религии произошло в эпоху Второго храма, которая пришлась на 516 год до нашей эры - 70 год нашей эры. Общая численность иудеев, в числе которых могут быть как этнические евреи, так и люди иной национальности, составляет 13.4 миллиона человек. Примерно 42 процента из этого числа проживает в Израиле, такое же количество в США и Канаде, ну а все остальные в других странах, преимущественно - европейских.

Монотеизм впервые был провозглашен именно в иудаизме. То есть - Бог создал человека и все вокруг, высшие силы стараются помогать людям, и в конце концов победит именно добро. Эти принципы стали общими для всех авраамических религий нашего времени. То есть Бог является не только творцом, но и, в какой-то мере - отцом для людей, именно он источник не только всего сущего, но и самой доброты, и поэтому, совершая добрые дела, мы приближаемся к Богу. Человек является центром ценностей данной религии, он бессмертен, так как бессмертна его душа, и он имеет неограниченные возможности для самосовершенствования. С помощью свободной воли и божьей помощи, любой человек способен на самые великие дела. Но в то же время, евреи выделяют и себя, так как в иудаизме считается, что именно Бог дал евреем заповеди и возложил на них миссию нести добродетель для всего человечества. Поэтому вереи и называют себя Избранным народом. Скорее всего, именно данная причина является следствием того, что иудаизм не стал настолько популярен у других национальностей, и практикуется, в основном, только в среде самих евреев.

Тора - священная книга иудеев, содержит 613 мицвот - описанный, которые удалось извлечь из Пятикнижия, то есть - 613 заповедей. Еврей обязан соблюдать все эти заповеди, но Тора также накладывает некоторые из этих заповедей и на все остальное человечество. Не еврей обязан выполнять 7 заповедей, так называемых законов Новых сынов.

В основе иудаизма присутствует учение о самом полном господстве духовного мира над материальным, при том, что оба этих измерения были созданы Богом. Причем, высший разум создал человека именно для того, чтобы эффективно управлять материальным миров. Таким образом, все действия людей должны нести в себе отпечаток божьей воли.

Есть на свете достаточно людей, по образу которых я вполне готова изготовить несколько кукол вуду. И ежедневно втыкать в них иголки в рамках успокоения своих расшатанных нервов.

К слову, вуду – это совершенно полноценная религия, традиционно распространенная в Африке.

А традиционные верования распространены не только в Африке, но и на других континентах, поэтому мне определенно найдется, о чем рассказать.

Чем традиционные верования отличаются от других религий

Традиционные верования – одна из самых ранних форм религии.

В отличие от мировых религий (христианства, ислама и буддизма), распространенных по всему миру среди самых разных народов, они представляют собой религию народную.

Основные признаки традиционных местных верований:

  • формируются на ограниченной территории;
  • их придерживается лишь местное население;
  • церковь как институт отсутствует.

Из последнего следует, что там правят передающиеся из поколения в поколение традиции, а не официальные своды правил.


Местные верования могут "переезжать" – распространяться по миру, в процессе переживая различные преобразования.

Яркий пример – религия вуду, которая пришла в Новый свет вместе с рабами из Африки.

Не являются в полном смысле традиционными верованиями, но перенимают от них многие элементы, некоторые современные религиозные течения – различные формы неоязычества, например.

Традиционные верования разных стран

Что касается населения большинства стран, то сейчас люди исповедуют либо одну из мировых религий, либо вовсе не относят себя к какой-либо религии.

По статистике 1996 года традиционные верования исповедовало менее 2% населения Земли.


Сохранились местные верования в основном на четырех континентах:

  • Южной и Северной Америках;
  • Азии;
  • Африке.

В Африке местные верования сохранились в большинстве стран, но наиболее распространены в:

  • Мозабмике;
  • Республике Конго;
  • Чаде;
  • Замбии;
  • Зимбабве.

В Азии это Китай и Индия.

Для Южной Америки это:

  • Боливия;
  • Перу;
  • Чили;
  • Колумбия.

Что касается обеих Америк, то там традиционные верования сохраняются индейцами.

Основой всех первобытных культур являются верования сверхъестественного характера, направленные на объяснение явлений окружающего мира. Эти верования принято называть традиционными, и они имеют несколько различных форм, которые мы рассмотрим ниже.

Верования традиционные, первобытные верования, ранние формы религии, родоплеменные культы, характерные для первобытной эпохи представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Основные формы традиционных верований.: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, нолидс-мопизм, пагуализм, магия (ведовство, колдовство), аниматизм, зоолатрия, различные промысловые и аграрные культы.

Анимизм - вера в существование духов и душ как сверхъестественных образов, управляющих всеми явлениями и процессами материального мира (иногда под термином "анимизм" объединяются все первобытные верования). Анимистические образы - это духи умерших предков. души людей, животных и растений, духи природных явлений и стихий (грома, ветра), духи болезней и т.д. Душа, как правило, связывается с каким-либо отдельным существом или предметом. Дух же действует самостоятельно и независимо. Души и духи могут быть зооморфными (культ животного) и фитоморфными (культ растения), но часто и антропоморфнымиными существами. Они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Душа человека воплощена в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание) или в его органах (голова, сердце). Допускается возможность перевоплощения душ. Для анимизма характерно противопоставление видимого и невидимого (потустороннего) миров, живого и мертвого, по не телесного и бестелесного, одушевленного и неодушевленного. Анимизм часто отождествляют с полидемонизмом , для которого характерна вера в многочисленных духов (в отличие от политеизма - веры в существование множества богов), т.е. сверхъестественных образов, ещё не приобретших "божественной" специфики. Отличается анимизм и от аниматизма - веры во всеобщую одушевленность природы и конкретных сё явлений, но не персонифицированную.

Фетишизм - поклонение неодушевлённым предметам и явлениям природы, которым приписываются сверхъестественные свойства и которые превращаются вследствие этого в объекты поклонения. Широко распространено представление о фетише как временном вместилище духа, действующего через него. С фетишизмом и анимизмом тесно связан нагуализм - развитая форма культа личных духов-покровителей. Культ предков - поклонение душам или духам умерших предков (прародителей). Предки рассматриваются как хранители земли и гаранты благосостояния своего рода (семьи, племени), считается, что они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь каждого конкретного человека и всего социального коллектива. С дифференциацией общества но социальному признаку происходит и дифференциация предков, при этом па первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают культы предков семейно-родовой, общеплеменной и общенародный (культ правителей). Культ предков тесно связан с погребальным культом и похоронными обрядами, в нем напластовались представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, элементы тотемизма и фетишизма. Культ предков широко распространён у народов Тропической Африки, занимает видное место в политеистических религиях древних греков, римлян, индийцев и славян, является важным элементом конфуцианства и синтоизма. На базе культа предков в античных обществах возник культ героев, в христианстве и исламе культ святых.

Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между определенной социальной общностью (обычно родом) и тотемом - мифическим предком. Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже - явления природы и неодушевлённые предметы. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило, членами социальной общности, носящей имя тотема, запрещалось его убивать и употреблять в пищу (кроме ритуалов), не разрешалось вступать в брак между собой. Зафиксированы также индивидуальный, половой и другие виды тотемизма. Известны магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера и возможность постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода. Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки, у которых он составляет основу традиционного мировоззрения.

Зоолатрия (теротеизм, анимализм, культ животных) - почитание животных, тесно связанное по происхождению с тотемизмом и промысловыми культами.

Местные верования и уаки

Сверхъестественные силы, связанные с местами и объектами, назывались уаки (святые места). В «Relacion de los Ceques», в хронике Кобо, перечисляются и описываются уаки в том порядке, как они расположены вокруг Куско. «Взаимоотношения» описывают свыше 350 святых мест, группы которых составляли линии, радиально расходящиеся из центра Куско. Каждая воображаемая линия называлась кеке. Уайна Капак расположил уаки и в Томебамбе, точно так же следуя плану Куско; аналогичные системы кеке должны были расходиться по радиусам из других высокогорных городов. В Куско поддержание состояния уак, расположенных на этих линиях кеке, было поручено соответствующим социальным группам, на которые было поделено население города и с которыми оно в определенных случаях отождествлялось.

Вот как выглядит общий список уак города Куско: храмы, культовые объекты, могилы предков, камни, источники, родники, календарные метки, холмы, мосты, дома, каменоломни; также перечислены места, имеющие отношение к инкской мифологии или связанные с предыдущими императорами инков, как, например, Уанакаури, пещеры, холмы, камни, места собраний и поля сражений. На схеме системы кеке (см. рис. 51) показано распределение линий кеке в Куско по географическим регионам, представляющим четыре великих четверти империи. В трех четвертях – Чинчасуйу, Антисуйу и Кольясуйу – было соответственно по девять линий кеке. Эти девять линий были подразделены на три группы по три, именуемые кольяна (а), пайан (б), и кайао (в). В Контисуйу число линий кеке возрастало до четырнадцать. На территории, ограниченной каждой группой из трех линий, хронисты упоминают одну панаку и одну айлью в связи с пайан и кайао. Следовательно, возможно, что правители – основатели панак были связаны с кеке кольяна той самой группы, к которой относится их панака. Зуидема выдвинул предположение, что принципы организации, по которым строится религиозная система кеке, могут также оказаться фундаментальными принципами общественной и политической организации как Куско, так и всей империи.

Рис. 51. Схематическое изображение системы кеке и солнечных башен (согласно Р.Т. Зуидеме)

В Уанакаури, наиболее важной уаке, большинство хронистов распознавали небесное божество и описывали как «веретенообразный необработанный камень», располагавшийся на горе Уанакаури неподалеку от Куско. Холм также был связан, согласно Сармьенто, с радугой и может рассматриваться как пример горы, представляющей небесного бога. Согласно мифу о происхождении, камень представлял Айар Учу, одного из братьев Манко Капака, который считался особым покровителем религии для инкских семей и молодежи. По этой причине он играет выдающуюся роль в инкских ритуалах и обрядах достижения совершеннолетия, во время которых императорское семейство посещало святилище для проведения особых церемоний; некоторые источники добавляют, что инки приходили сюда и для того, чтобы поклоняться Создателю. Другие горы в окрестностях Куско предположительно также были влиятельными божествами, чья сверхъестественная сила обычно оценивалась соразмерно их высоте.

Айар Качи, Владыка Земель, еще один из братьев Манко Капака, согласно верованиям, был превращен в камень на месте будущего храма Солнца, когда он символически вступил во владение Куско. Подобные каменные колонны обычно считались уаками и покровителями полей. Граничные метки, именуемые сайва, также рассматривались как уаки, равно как и груды камней под названием апасита, которыми отмечали опасные или имеющие особое значение участки на дорогах. Фактически все, что было безжизненным, необычным или в некотором смысле внушающим благоговение, могло называться уакой и служить объектом поклонения. Небольшие изображения и амулеты, представляющие людей, животных, растения и тому подобное, которые были сделаны из камня необычной формы или окраски или кристалла, также назывались уаками; их носили с собой и использовали для личной защиты. Император имел такого хранителя, которого он называл гуанки и который, по его словам, оберегал его и давал ему советы. У Инки Пачакути это был бог Грома, который являлся ему во сне, но Манко Капак и Майта Капак предпочитали птицу инти.

Местные традиционные верования.

Они возникли на самой заре человечества и в условиях географической изоляции общин. Объекты их поклонения разнообразны: анимизм – вера в душу, её бессмертие и существование духов;

культ предков – вера в существование людей после физической смерти и их влияние на ныне живущих;

тотемизм – вера в происхождение всех членов данного племени от растения или животного, которые считаются священными;

фетишизм – вера в неодушевленные предметы и их сверхъестественность;

шаманизм – вера в способность людей-шаманов общаться с духами.

Многие из этих верований, возникнув на заре первобытного строя, сохраняются и ныне в изолированных и труднодоступных районах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в арктических широтах Северной Америки и Евразии. К началу XXI в. Общая численность последователей традиционных верований составляла около 200 млн. человек.

Зороастризм - древняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже I-II тыс. до н. э. в восточных областях Иранского нагорья. Его основателем считается пророк Заратуштра (Зороастр), его откровения составили священную книгу Зороастризма «Авесту». Заратуштра учил поклоняться высшему и всезнающему Богу, творцу всего сущего - Ахура-Мазде, от которого произошли все остальные божества. Ему противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ариман). В этической концепции зороастризм главное внимание сосредоточено на деятельности человека, основанной на триаде: добрая мысль, доброе словo, доброе деяние. Поклонение Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню (именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками).

Манихейство - древнее иранское религиозное учение о вечной борьбе между силами Света и Тьмы, т. е. между всемирными добром и злом. Основатель учения - проповедник и мистик Мани, живший во 11 в. н. э. М. приписывает акт сотворения мира благому Демиургу, именуемому Духом Жизни. Манихеи верят, что он создал мир для того, чтобы отделить друг от друга смешавшиеся частицы света и тьмы.

Шаманизм (от эвенк, saman - «возбуждённый») - одна из древнейших форм религиозной практики человечества, центральной фигурой в которой является шаман - посредник между миром людей и миром духов, обладающий возможностью лечить людей. В отличие от жрецов и священников он священнодействует с помощью духов. Кроме того, шаман проходит «пересотворение» в ином мире. Общение с духами, во время которого шаман впадает в транс, называется камланием. В настоящее время шаманизм распространён во многих странах Азии, в Сибири, возрос интерес к индейским шаманам.