Гор бог, энергетический канал бога Гора (посвящение, инициация) — Храм Истины. Имел ли древнеегипетский бог Гор отношение к Рюриковичам? Богом чего был бог гор

14.03.2019

Культура Древнего Египта уникальна и интересна. Она завораживает своими загадками, не зря эта тема так любима режиссерами и писателями.

Турист, отправляющийся в Египет преимущественно за жарким солнцем и морскими волнами, обязательно проникнется интересом к прошлому этого государства. Ведь историей, настолько древней, могут похвастаться далеко не все современные народы.

Религия Древнего Египта

Составной частью культурного наследия этой удивительной страны является религия. Древние египтяне поклонялись разным богам, которые символизировали различные стороны жизни, начиная с явлений природы, заканчивая культурой. Была, например, богиня Саф, которая покровительствовала письменности.

Боги и богини Древнего Египта изображались в виде животных или людей с головами животных. Служители культа объединяли божества в семьи. Сегодня о родственных связях, жизни богов можно узнать из многочисленных древнеегипетских мифов.

В честь богов и богинь возводились храмы, которые служили для египтян не только местом поклонения богам, но и культурными и социальными центрами.

С наибольшим уважением жители долины Нила почитали божества, связанные с солнцем. Солнце было объектом поклонения, от него зависело, будет или нет урожай. Оно являлось символом бессмертия, так как каждую ночь небесное светило уходило за горизонт, “умирало”, а утром вновь возрождалось.

Бог Гор – один из главных богов древних египтян

Бог Гор или Хор относился к числу божеств, отождествляемых с солнцем. Он даже изображался в виде солнца с крыльями или в виде сокола. Существуют изображения Гора в образе человека с головой сокола. Следует отметить, что на современном египетском гербе можно видеть сокола, дань далеким традициям.

Гор в образе человека с головой сокола изображался прямостоящим или коленопреклоненным. На голове у него было одна из трех корон Египта – белая, красная или пшент, символизирующая единство страны, корона атеф, такая же, как у отца Осириса и корона хемхемет.

Древнейшее изображение Гора в виде сокола хранится во Франции, в Лувре, это стела фараона Кахеджета. Найдена она была в 1901 году при обследовании гробнице. Это прямоугольная каменная плита высотой 143 см, изображавшая гордо восседающего над змеей сокола. Изображение змеи в этом случае являлось иероглифом, обозначающим имя самого фараона.

Гор – один из древнейших богов древнеегипетского пантеона. Вероятно, что первоначально он являлся главным божеством племени воинственных охотников, помогавший настигать добычу. Когда вождь этого племени сумел покорить себе другие племена, Гор стал символизировать царскую власть.

Имя бога Гора в Древнем Египте было тесно связано с фараоном. Одно из пяти имен великого правителя было Гор. На одной из статуй бог в образе сокола прикрывает голову фараона. Таким образом, фараон являлся земным воплощением бога Гора.

У исследователей возникает вопрос, не являются ли боги Гор и Ра одним и тем же божеством. В период нового царства они действительно были объединены в единое божество Ра-Хорахти, но первоначально это было два разных бога. Об этом свидетельствуют тексты древних документов и изображения.

Вообще, Бог Гор известен в нескольких ипостасях, он объединял в своем образе различные божества. Одной из ипостасей является бог Гор Бехдетский. Он сын бога Ра, сопровождающий отца в его путешествии по Нилу и поражающий гарпуном врагов во главе с Сетом. Гор Бехдетский был женат на Хатхор и имел сына Гора – Сематауи. Именно этому божеству посвящен знаменитый храм в Эдфу.

Другой ипостасью этого божества был Гор, рожденный Осирисом и Исидой.

Родственные связи бога Гора

В мифологии Древнего Египта существует следующая информация о родителях Гора. У Геба и Нут родился первенец, которого бог Ра провозгласил владыкой и добрым царем. Он получил имя Осирис, затем на свет появился его брат Сет. Осирис вывел людей из дикости, научил ремеслам и земледелию. Он женился на Исиде, которая владела магией.

Осирис был добрым и справедливым царем, которого его народ любил и прославлял, но его брат хотел занять трон и заполучить власть, дарованную Осирису богом Ра. Злобный Сет убил брата Осириса и захватил власть. Тело брата он бросил в саркофаге в воды Нила. Но Исида, благодаря своей магической силе нашла тело мужа, извлекла из него жизненные силы и зачала Гора.

Тело Осириса она спрятала в надежное место, но Сет нашел его и, разрубив на 14 частей, разбросал по разным местам Египта. Исида нашла и собрала вновь в одно целое тело и перезахоронила его.

Став взрослым Гор вступил в схватку с Сетом. Сначала Сет одержал над ним победу, вырвав Гору глаз, который в мифологии фигурирует, как “Чудесное Око” или “Око Ра”. Затем богу Гору все же удалось одержать победу, оторвав Сету то, что делало его мужчиной.

“Око Ра” в дальнейшем Гор дал Осирису. Тот проглотил его и ожил. Он провозгласил Гора фараоном Египта. Сам Осирис стал управлять царством мертвых.

Если верить документам, то при земной жизни Гор был очень образованным человеком, ему удалось добиться безграничной власти и управлять своим народом.

Храм Хора в Эдфу

Древние египтяне часто объединяли своих богов в семьи. Троица богов Осирис-Исида-Гор наиболее почитаемая среди них. В честь этих богов было построено большое число сооружений культового назначения.

Одним из крупнейших памятников, посвященных богу Гору, является храм Хора Бехдетского в Эдфу, городе в Верхнем Египте на западном берегу Нила. Тем, кто отправляется в Египет, будет интересно посмотреть это удивительное сооружение, сохранившееся до наших дней почти без каких либо изменений.

За 20 веков храм не превратился в руины, так как был погребен под слоями отложений более поздних периодов истории. Только в 1860 году египтолог Огюст Мариет нашел этот памятник.

Храм имеет 139 метров в длину, 79 в ширину, высота пилонов составляет 36 метров. Это второй по размеру после Карнака храм Египта. Памятник построен по классическим архитектурным канонам Древнего Египта.

Вход оформлен массивным пилоном. За ним располагался двор, окруженный с трех сторон колоннами. Капители колонн оформлялись по-разному – три соседние никогда не походили друг на друга, но имели парные на другой стороне портика.

За двором располагались два зала. В первом, гипостильном было 18 колонн. Его стены оформлены сценами жертвоприношений. Во втором, зале явлений, колонн было меньше, общим числом 12, да и сам зал меньше и изящнее.

Далее располагался зал подношений, откуда шла лестница на крышу и череда небольших залов, были здесь часовни, посвященные другим богам, среди которых Осирис, Птах, Хонс. Далее путь вел в святилище. В древние времена туда доступ имели только великие жрецы и фараон. Стены храма украшены рисунками, где изображена победа Гора над Сетом и его союзниками. Враги бога Гора представлены в виде крокодилов и бегемотов.

Стены храма – источник большого количества сведений о Древнем Египте. Они содержат информацию по мифологии, астрономии, географии, строительству. На них расписано значение канонов и пропорций, взятых за основу при строительстве храма. Там же можно найти рецепты благовоний, которые применялись при совершении обрядов и список названий города Эдфу: Айн, Хебену, Месен.

Храм Гора взят за основу при оформлении египетского зала в Музее изобразительных искусств в Москве. Директор музея И. Цветаев специально в 1909 г. поехал в Египет, чтобы познакомится с уникальной архитектурой страны. Храм в Эдфу произвел на него неизгладимое впечатление. Он решил, что именно такая конструкция и такие размеры более всего соответствуют оформлению зала музея.

Многочисленные рельефы храма изображают Хора, его родителей Осириса и Исиду, жену Хатхор, которая приезжала к нему с пышной процессией из Дендеры. Есть здесь так же изображение Доблестного Хора, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети.

Храм Хора в Эдфу является великолепным памятником архитектуры Древнего Египта, интересным как для ученых, так и для простых любителей истории.

Заключение

История Египта – это определенной степени, история всего человечества. Эта страна в древнейшие времена была местом, где зарождалась современная цивилизация. Интерес к ней огромен еще и потому, что слишком много тайн и загадок связано с прошлым древнего государства.

Египет – одно из прекраснейших мест отдыха на нашей планете. Туристы, которые сотнями и тысячами приезжают туда, имеют возможность окунуться в прошлое, увидеть легендарные памятники далекой цивилизации. Египет, его история, его боги никого не могут оставить равнодушным.

Бог Гор в Древнем Египте, если говорить кратко, является одним из самых древних богов во всем пантеоне. Его мать - богиня Исида, а отец - Осирис. Богу Гору противопоставлялся брат Осириса по имени Сет.
Бог Гор - символ неба, царственности. Это божество знаменито тем, что каждый фараон при жизни считался его воплощением. Изображали бога в виде человека с соколиной головой, а также его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями.

Согласно мифологии, родился бог Гор после того, как был убит его отец, бог Осирис. Исида забеременела магическим образом. Существует легенда, что Гор в детстве был обычным ребенком, не отличающимся от любого другого египетского малыша. Он рос, развивался, иногда даже болел.
Предназначение бога Гора заключалось в том, что он должен был сразиться с убийцей своего отца - Сетом. Сцена их сражения - одна из самых известных легенд во всей древнеегипетской мифологии.

В самом первом поединке, состоявшимся между Гором и Сетом, Гор потерпел поражение, и лишился глаза. Лишь после нескольких последующих поединков Гору удалось вернуть свое божественное око и с его помощью воскресить отца, Осириса. Само око Гора у древних египтян стало амулетом - священное око уаджит. Люди носили его на теле в качестве оберега и даже хоронили вместе с мумиями. Также существует легенда, касающаяся рук божества. Бог Сет осквернил Гору руки. Тогда богиня Исида отсекла их и бросила в болото. Однако бог Гор обратился за помощью к богу Себеку, изображаемому в качестве крокодила, и он вернул его руки из болотных глубин. После Гор отнес их к богу Ра и тот сотворил аналогичные. Оставшаяся пара рук стала священной реликвией, которая хранилась в городе Нехен.

Также, согласно легендам, у бога Гора были собственные сыновья, однако в мифологии им уделено немного внимания. Все они напоминают мумии с головами животных - собаки, павиана, сокола и только у одного сына была голова человека. Сыновья Гора считались защитниками умерших, охраняющих внутренние органы. Именно поэтому сосуды, в которых бальзамировщики хранили внутренности умершего, были выполнены в форме сыновей божества.
Что касается культа этого божества, то поклонялись Гору во всем Египте, однако везде по-разному, в зависимости от региона. В каждой области были свои изображения этого божества и праздники в его честь. Это связано с тем, что в Древнем Египте обитало большое количество хищных птиц, и каждая из них находила отображение в образе бога Гора.

Следует отметить, что даже после окончания эпохи великих фараонов культ бога Гора в Древнем Египте оставался прежним - Птолемеи построили целый храмовый комплекс, посвященный этому божеству.

Гор (Хор или Хорус) – один из самых значимых египетских богов. Ему поклонялся весь Древний Египет, начиная со Среднего царства и вплоть до Птолемеев и римского периода. Это божество имело много форм, и некоторые из них египтологи рассматривают как отдельные. В то же время разные формы характеризовали одно и то же многослойное божество. Они взаимодополняли друг друга в той плоскости, в которой древние египтяне воспринимали множественные грани реальности.

Самая ранняя форма этого божества выполняла функции защитника и опекуна фараонов Верхнего Египта. Затем бог Египта Гор стал неразрывно связан с жизнью в противовес Осирису, который олицетворял собой царство мёртвых. В соответствии с мифологией между этими божествами были семейные отношения. Осирис считался отцом Гора, а последний выступал как соперник бога пустынных бурь Сета.

Главный миф о Горе гласит, что бог Сет убил Осириса и разрубил его тело на части . Жена убитого Исида нашла останки мужа, сложили их вместе, и проводник в мир мёртвых Анубис сделал из них мумию. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и забеременела. Так был зачат, а затем и рождён Гор. Мать прятала его от Сета в непроходимых болотах дельты Нила. Когда ребёнок вырос и возмужал, то отправился мстить за убитого отца.

Он сражался с Сетом долгих 80 лет и, в конце концов, одолел его. Во время одной из битв Сет вырвал у своего противника левый глаз. Но его подобрал Анубис и закопал в землю. Когда с Сетом было покончено, Гор выкопал глаз, вдохнул в него жизнь, и тот превратился в животворящее око. Его проглотил мумифицированный Осирис и ожил. После этого Гор начал править на земле, а его оживший отец отравился царствовать в мир мёртвых.

Гор оживляет мумию Осириса

С тех пор Гор приобрёл статус бога неба, солнца, войны и охоты. Фараоны стали считать себя воплощением этого божества на земле. А до этого они считались воплощением бога Ра. То есть Гор и Ра приобрели одинаковый статус, и в более поздний период египетской цивилизации первый вытеснил второго.

Древние мифы отправили Ра на небо плавать в лодке с солнечным диком на голове и освещать землю, а Гора приблизили к людям, сделали его самым почитаемым и великим из божеств. Изображали Гора в виде человека с головой сокола. Венчала её корона Верхнего и Нижнего Египта. Бога Ра тоже изображали с головой сокола, но венчала её не корона, а солнечный диск.

Особый интерес в мифологии вызывает противостояние Бога Египта Гора и Сета . Они поделили Египет между собой. При этом к первому отошли плодородные земли возле Нила, а второй забрал бесплодную пустыню и прилегающие к ней земли. Египтологи пытаются связать конфликт богов с реальными политическими событиями, которые происходили в Древнем Египте. В начале своей истории Верхнее царство (юг Египта) покорило Нижнее царство (север Египта). Возможно это как-то связано с мифом о вражде двух богов.

Противостояние Гора и Сета: Гор стоит справа, Сет слева, между ними находится Осирис

При этом нельзя Гора и Сета буквально приравнивать к двум половинам страны. У каждого из этих божеств были культовые центры по всему Египту. Поэтому миф о противостоянии двух богов скорее можно отнести к противоборству двух городов. Так в Верхнем царстве существовало два больших города: Нехен и Нагада. Гор был покровителем Нехена, а вот Нагада тяготела к Сету. Возможно, что конфликт между этими городами и отразился в древних мифах.

Очень важным символом в древнеегипетской мифологии был глаз Гора . Он нёс в себе функцию защиты. На древних изображениях этот глаз часто изображали рядом с матерью Гора Исидой. Похоронные амулеты также делали в виде глаза Гора. Так на одной мумии их нашли целых семь – из золота, фаянса, сердолика. По понятиям древних египтян такие амулеты защищали умершего в загробной жизни и отвращали зло. На египетских кораблях, на носу, было принято рисовать этот символ, чтобы обезопасить себя во время морского путешествия.

Глаз Гора

А почему бог Египта Гор на всех своих изображениях показан с головой сокола? Эта птица символизировала величие, власть, а также была неразрывно связана с охотой. Вот поэтому бога неба, солнца, войны и охоты увековечили с соколиной головой. А чтобы подчеркнуть неразрывную связь с фараонами, надели на соколиную голову корону Верхнего и Нижнего Египта.

Женой этого божества считалась богиня красоты, женственности, любви, веселья и плодородия Хатхор . Изображали её в виде женщины, голову которой венчала корона в виде коровьих рогов с солнечным диском внутри. Она, как и муж, защищала фараонов и заботилась о богатых урожаях.

Эта богиня родила четырёх сыновей. Все они стали верными слугами Осириса и связали свои судьбы с загробным миром. В древнегреческой мифологии аналогом Хатхор являлась Афродита.

ЕГИПЕТ И ЕГО БОГИ. БОГ ГОР (ХОР), АТОН И РА

ГОР (ХОР)

Гор - один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали - в более поздние периоды - в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.
По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.
Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.
Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».
Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.
В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.
Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.
В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла - крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.
Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.
Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз - чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.
Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других - Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.
«В связи с этим, - писал Р. Антее, - высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь - просто сын Рэ».
По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

РА (РЭ)

Египет - солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца - Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну - по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье.
Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя - производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее - Атум. Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески - Гелиополь, «Солнцег-рад»). И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной.
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бен-бен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»).
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут.

Впрочем, такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой - Ра появился из первозданного цветка лотоса - Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине III тысячелетия до н.э., а позже упростилась, и теперь уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).
Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса - розового, как восходящее Солнце.
Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.
Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере.
Конечно, все это не означает, будто египетские жрецы три-четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений. Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в древности действующий вулкан в дельте Нила? Или перед нами свидетельство о том, что египетские мореходы знали о существовании вулканических островов Средиземного моря? Или в далекой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской?
В данном случае для нас главное - подчеркнуть, какие проблемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей.
Следует еще раз напомнить, что приведенная выше генеалогия богов Великой Девятки во многом условна и отражает одно из мнений. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего - с Гором (в упомянутой генеалогии - праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже - с младенцем Гором, сыном Исиды.
Алогичность подобных мифов вряд ли объясняется пренебрежением египтян к правилам мышления. Скорее всего, образы богов изменялись в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, в связи со сменой правящих династий), от тех главных целей, которые ставили перед собой авторы (или ставили перед авторами заказчики текстов, рисунков). Египтяне сознавали, что речь идет о чем-то до конца непостижимом, о догадках и фантазиях, символах и аллегориях. В таких случаях логика отступает на задний план.
Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно стави- " лись после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его - золотом, волосы - ляпись-лазурью». Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» - стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей).
В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. (Мысль не только оригинальная, но и странная; не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?) Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождестатается с фараоном, а недовольные им люди - с населением страны.
С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол-Сехмет.
Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи.
Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.)
Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту - богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.)
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие (очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, - от лучистой солнечной энергии).
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом - великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей.

Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях.

О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и темный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические"знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии - мнимого искусства определять судьбы людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.
Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990-1780 гг. до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в Себек-Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек - крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще более странно, что в то же время существовал и божественный Амон-Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род.

Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность.
Так произошло в переходный период 1640-1550 г. до н.э. Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно-философских революций в истории человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.

АТОН

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра
Около 1375 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек
Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?
Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.
Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Ато-ном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.
О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):
Великолепно твое появление на горизонте,
Воплощенный Атон, жизнетворен!
На небосклоне восточном блистая,
Несчетные земли озаряешь своей красотой.
Над всеми краями,
Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.
Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,
Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.
Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.
На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.
Когда исчезаешь, покинув западный небосклон
Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.
Очи не видят очей.
В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.
Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.
Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.
Тьмой вместо света повита немая земля,
Ибо создатель ее покоится за горизонтом.
Только с Заходом твоим вновь расцветает она.
Подобно Атону, сияешь на небосклоне,
Мрак разгоняя лучами.
Празднуют Верхний и Нижний Египет
Свое пробужденье.
На ноги поднял ты обе страны.
Тела освежив омовеньем, одежды надев
И воздев молитвенно руки,
Люди восход славословят.
Верхний и Нижний Египет берутся за труд.
Пастбищам рады стада.
Зеленеют деревья и травы.
Птицы из гнезд вылетают,
Взмахом крыла явленье твое прославляя.
Скачут, резвятся четвероногие твари земные.
Оживают пернатые с каждым восходом твоим.
Корабельщики правят на север, плывут и на юг.
Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.
Перед лицом твоим рыба играет в реке.
Пронизал ты лучами пучину морскую.
Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М.Э. Матье:
Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,
Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.
О бог единый,
Нет другого, подобного ему!
Ты создал землю по своему желанию, ты один,
Людей, всякий крупный и мелкий скот,
Все, что ходит по земле ногами,
Все, что в вышине летает на своих крыльях...
Ты творишь миллионы образов из одного себя,
Города, селения, поля, дорогу и поток...
Ты в сердце моем,
Нет другого, познавшего тебя...

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано: «Ты в сердце моем, / Нет другого, познавшего тебя».
Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.
Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.
И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра»
Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп-ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.
Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.
Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой исто рая - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.
Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:
«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».
Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь... когда я не обладал имуществом... И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам... хотя я и был на последнем месте... (раньше) я просил хлеба».
Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.
...Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.
Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Бог Гор - символ объединенного Египта Гор (Горус, Хор, Хорус) – бог неба и солнца в облике сокола, один из главных богов Египта с древнейших времен. Гор переводится как «небо», «высота».

Гор – одна из самых многосимвольных фигур в египетском пантеоне богов.

Древнейшие представления о Горе

Сокол, как покровитель и олицетворение правителей Древнего Египта, присутствует уже на Палетке Нармера, которая датируется ок. 3000 г. до н.э.

Божество в виде сокола почиталось в различных районах Египта еще в додинастическое время, до объединения Верхнего и Нижнего Египта.

По одним древнейшим представлениям египтян, Гор почитался как хищный бог охоты, впивающийся когтями в свою жертву. По другим - он плыл по небу на небесной лодке.

В этом космическом аспекте он тесно связан с солнцем, особенно утренним, как следует из одного из имен бога Ра – Горахути («Гор обоих горизонтов»). Большой сфинкс Гизы носил имя «Гор в горизонте». Солнце и луна рассматривались как глаза Гора.

Гор - покровитель фараонов

Гор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.

На знаменитой статуе фараона Хефрена - cтроителя второй по величине пирамиды Египта - сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.

Связь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта - то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.

В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов , пантеон которых насчитывал многие сотни богов.

У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

Многообразие Гора

Такая стабильность во многом объясняется тем, что в боге под именем Гор объединились разные божества, которых почитали древние египтяне в облике сокола с древнейших времен.

Современные исследователи выделяют две основные ипостаси Гора. Первым можно назвать Гора Бехдетского, который был сыном бога солнца Ра. Он сопровождает ладью своего отца в его путешествии по Нилу, поражая гарпуном всех врагов Ра во главе с Сетом . Гор Бехдетский считается мужем богини Хатор и отцом Гора-Сематауи. В Эдфу расположен грандиозный храм, посвященный Гору Бехдетскому.

От Гора Бехдетского отличается Гор, который был сыном Осириса и Исиды и боролся со своим дядей Сетом, убившим его отца. Мы особенно хорошо осведомлены о борьбе между Гором и Сетом благодаря многим различным источникам.

Этот сюжет упомянут в «Текстах пирамид », «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых », имеется полная версия на папирусе. Различные греческие авторы, такие как Плутарх, также сделали запись частей или всего этого древнеегипетского мифа.

Известны и другие боги - Горы. Гор Старший или Великий Гор, который позже включен в качестве десятого бога в гелиопольскую эннеаду (он считался братом Осириса и Исиды), Гор-ребенок и другие.

"Глаз Гора" - "уджат"

Амулет "Глаз Гора" Важный эпизод мифа - тот, когда Гор теряет глаз - чудесное око, вырванный жестоким Сетом. Позже он возвращает глаз с помощью бога Тота или богини Хатор (по другой версии мифа). Поскольку Гор принес свое чудесное око Осирису, чтобы воскресить его к новой жизни (Гор дает проглотить око Осирису, и тот оживает), «глаз Гора» стал одним из важнейших священных символов и амулетов у древних египтян.

Стилизовнный "глаз Гора" в виде иероглифа повсеместно встречается в Египте в текстах, а также в качестве отдельных рисунков, элементов рельефа и т.д. "Глаз Гора" - "уджат" - был одним из самых распространенных амулетов в Древнем Египте. Его носили в первую очередь с целью защиты от ранений.

Иконография Гора

На изображениях Гор обычно предстает как сокол или как человек с головой сокола. На голове у него, как правило, соединенные вместе белая и красная короны - символ объединенного Верхнего и Нижнего Египта.

Однако может изображаться и в облике других сильных и мощных животных с головой сокола.

Как Гор-ребенок обычно изображается как нагой мальчик, он часто изображается с своей матерью Исидoй, сидящим у нее на коленях - позе, которая позже стала также традиционной для Девы Марии и младенца Иисуса в христианском искусстве.

У Гора было четыре сына - Амсет , Дуамутеф , Кебексенуф и Хапи, игравшие важную роль в погребальных обрядах древних египтян.

Каждый из сыновей Гора персонифицировал одну из четырех каноп - сосудов, в которых находились забальзамированные внутренние органы покойного.