Как появились славянские боги. Дети Сварога. Мифы восточных славян. Энциклопедия для любознательных. Миф о сотворении Родом мира

Сварог.


Сварог - стал отцом множества богов и людей, он - творец земной тверди. Сварог является также противоположностью Велеса, бога зла. Согласно верованию славян, мир в древности существовал в условиях вечного противостояния Сварога и Велеса, между которыми иногда наступало перемирие. От Сварога и Лады родился Перун - Громовержец, бога войны и воинов.
От Перуна произошел бог солнечного света Дажьбог, который, как считалось, приносил людям многие дары. Дажьбог родился необычн. Перун влюбился в прекрасную русалку Рось, но встретиться с ней не мог, так как их разделяла бурная река. Перун тогда снял лук со своего плеча, натянул тугую тетиву и пустил золотую стрелу. Стрела сверкнула подобно молнии, и высоко в небе раздался оглушительный гром. Стрела попала в камень горючий, за которым спряталась Рось, и в этом камне возник образ огненный, подобный человеческому. Воскликнул Перун, обращаясь к Роси:
- Сына тебе сможет вытесать из камешка только бог Сварог,
позови Сварога небесного!
Рось призвала Сварога. Трое суток он обтесывал камень, стучал по нему огненным молотом. Так на свет появился Дажьбог. Ноги его были серебряные, руки - в золоте, во лбу сияло солнце, а в затылке - месяц. По волосам его были рассыпаны бесчисленные звезды.
Тогда сказал Дажьбогу Сварог:
- Тебе нужен конь богатырский, чтобы ты смог на нем целый год без отдыха скакать! Потому иди, к высоким горам, к глубокой пещере. За двенадцатью железными дверями, за двенадцатью
медными запорами в той пещере ты найдешь богатырского
коня, прикованного тяжелой цепью к столбу. Разломай
эти двери, и когда конь тебя услышит, то сорвется с цепей. А ты силу свою собери
и его удержи!
Обычно Дажьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. Дважды - утром и вечером - Дажьбог пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Так что люди не зря приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде утки с головой коня.
У Дажьбога величавая поступь и прямой взгляд, не ведающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Глаза у него синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как нестерпимо синяя сердцевина костра. Сын Неба озирает дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистый сосновый бор, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы.

Над затонувшим городом «Мирга»

Тайны «Миров Прав, Нав и Яв» раскрыты - Древнеславянская мудрость подтверждает теорию Мультивселенной.


Вершины деревьев качаются на ветру, в воздухе - запах мха, сосновые иголки, а также немного осени, а влажный лесной пол на каждом шагу вызывает болотистый шум. Если кто-то не знаком, кажется, что между густыми деревьями, которые все выглядят одинаково, теряется. Здесь, где-то посередине леса между двумя верхними деревнями Пфальц, Барбарабергом и Зеттлицем, считается, что славянский город «Мирга» найден в этом районе.

Даждьбог.


Однажды Дажьбог отправился к высоким горам, где и нашел глубокую пещеру, о которой ему было сказано. Он немедленно стал ломать железную дверь, и как только его услышал богатырский конь, – заржал и сорвался со своих цепей. Он сокрушил все железные двери и хотел вырваться на волю. Однако Дажьбог вскочил на коня, обуздал и оседлал его. Тогда воскликнул Дажьбог высоким небесам и ветру:
- Есть ли кто смелее меня? Может кто меня сильнее? Кто хитрее
меня? А существует ли конь, который быстрее моего?
И отвечала Дажьбогу матушка Рось:
- Я бы хотела уродить тебя столь же смелого, как Перун грозный, столь же сильного, как могучий Святогор, а хитростью подобного Волху Змеевичу, но Мокошью не так было предусмотрено. Однако, молодой Дажьбог, и ты удал, и не должно тебе на судьбу обижаться!
Три раза был женат Дажьбог. В первый раз он женился на дочери великого витязя Святогора Майе-Златогорке. Однако он понравился Марене, которая с помощью приворотного зелья женила его на себе. От Дажьбога и Марены родился сын Богумир, который в дальнейшем взял в жены Славу, от которой у них родились три дочери - Древа (праматерь древлян), Скрева (праматерь кривичей) и Полева (праматерью полян).
Коварная Марена, не остановилась на этом и, опять опоив героя, бросила его ради Кощея. Злобный Кощей, ревнуя, распял Дажьбога на Кавказской горе, однако герою на помощь пришла богиня Жива, которая воскресила сына Перуна с помощью живой воды. Она то и стала его третьей женой. Утверждают, что у них родились дети Арий и Кисек (праотец германцев), от Ария родились Кий (праотец киевлян), Щек (праотец чехов), Хорив (праотец хорватов) и сестра их Лыбедь.

Говорят, что этот город был похоронен извержением вулкана под пеплом и лавой. В нескольких километрах к северу находится Рауше Кульм, базальтовый конус, который классифицируется по частям исследования как потухший вулкан. Это должно было произойти много веков назад и уничтожило город. С тех пор люди в этом районе, и особенно дети, которые больше всего очарованы этой загадочной историей, всегда ищут шпиль церкви этого города. Это говорят где-то в лесу с земли.




Задняя часть паломнической церкви в Барбараберге. До того, как руины предшественника сожгли церковь в первой половине века, было обнаружено славянское кладбище. Легенда о городе «Мирга» звучит невероятно, но исследователи, которые много лет копали средневековые сокровища, нашли некоторые подсказки, которые, похоже, поддерживают легенду. Кроме того, саммит Рауэнкульма с кладбища в Барбараберге нашел точно северное направление неба, конечно, не случайно.

Род.


Одно из преданий славянской мифологии рассказывает, что в самом начале не было ничего, никакого материального мира. Существовала только Тьма и бог Род, который находился в Яйце, а когда освободился, то силой своей Любви смог разрушить темницу и дать жизнь Вселенной. Он создал множество звездных миров, в том числе и земной мир. Родил бог Род Царство Небесное, отделив Океан каменной твердью от небес. Он также Разделил Свет и Тьму, Правду и Кривду. Отныне все, что было рождено Родом, получило его имя: природа, родина, родители.
Бог Род разделил земной мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний мир расположен в небесах. В этом мире обитают боги, правящие людьми. Они всегда поступают праведно, а потому обитаемые небеса называются Правь. Мир людей разместился ниже. Этот мир был явлен человеку богами, поэтому его имя - Явь. Нижний - это мир, куда уходили наши предки, это мир прошлого. Нижний мир назван Навью. Навь – это мир мертвых, страна ночи. Считалось, что попасть туда можно, если пересечь Океан-море, которое окружает Землю.
Вокруг Земли располагаются девять небес, у каждого из которых свое назначение. Одно небо предназначено для Солнца и звезд, другое - для Луны, отдельное небо - для туч и ветров. Седьмое небо считалось «твердью» и являлось прозрачным дном Небесного Океана. В нем хранятся запасы живой воды, а также источник дождей, который никогда не иссякает.
На любое из этих небес можно попасть, если переместиться по Мировому Древу, связывающего между собой Нижний Мир, Землю и девять небес. Мировое Древо подобно огромному раскидистому дубу, на котором созревают семена всех деревьев, растений и трав. Своими ветвями дуб связывает все уровни мира, распространяясь на четыре стороны света и влияя на настроение богов и людей. Считалось, что зеленое дерево обозначало достаток и хорошую долю, а засохшее – уныние и безмолвие.
Там, где вершина Мирового Древа возвышается над седьмым небом, в «хлябях небесных», есть остров, называемый Ирием или Раем. Ирий иногда называли «остров Буян». На этом острове живут прародители всех птиц и зверей. Их называют «старший волк», «старший олень» и др. В славянской мифологии считалось, что на остров улетают осенью перелетные птицы. Души зверей, добытых охотниками, по верованиям древних славян, попадали именно туда, и держали ответ перед «старшими». Они рассказывая им, как поступили с ними в земном мире люди. Охотник должен был обязательно поблагодарить зверя, который позволил взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. В этом случае «старшие» быстро отпускали душу зверя назад в земной мир, чтобы этот зверь мог снова родиться, и не иссякала рыба и дичь. Если же человек винился - быть беде. Бог Род стал Небесным Родником и произвел на свет воды Великого Океана. Из пены вод Океана была явлена чудесная птица, называемая Мировая Уточка, от которой произошли многие боги. От Рода произошла корова Земун и коза Седунь, из их молока произошел Млечный Путь. Далее на свет вышел земной витязь Святогор, который должен был охранять двенадцать столбов, на которых основывался земной небосвод Сварга.
Бог Род породил из себя мужское начало по имени Сварог, а также женское начало - богиню Ладу, которая стала старшей из рожениц. Младшей была ее дочь Леля. От Лады произошли все слова, связанные с семейным порядком: «ладить», «налаживать», «ладно». Помимо того, Лада стала матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля являлась попечительницей будущего урожая. Род, Лада и Леля почитались в славянской мифологии божествами продолжения рода человеческого, а также защитниками беременных и маленьких детей.

Даже если до сих пор не найдены дальнейшие следы, указывающие на развитие городов, славянское кладбище означает, что Барбарабергейн является древним славянским культом. Теория, которая была обнаружена после открытия могил и которая могла объяснить легенда, состоит в том, что скелеты, раскопанные местными крестьянами в ранние времена, напомнили им о гигантах, и поэтому история гигантского города «Мирга» была разработана и подсчитана.

Даже если вы его не найдете, по крайней мере великолепный вид на холм Барбарабергов в стране компенсирует искателям сокровищ. Баба Джага описывается как старая, горбатая, костлявая женщина со стеклянным глазом, длинным кривым носом, длинными железными зубами и ногами железа и кости, поэтому у нее также есть прозвище Костиная Нога, что означает «костлявая нога». Она может изменить свою форму. Иногда это также описывается как очень толстая ведьма.

Мокошь.


Мифология древних славян - это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и т. п. Более подробно мы будем рассматривать славянский пантеон богов.
Мокошь - единственное женское божество среди поставленных князем Владимиром на его дворе в Киеве. Упоминания об этой богине встречаются во многих источниках, но все они не ясны. Трудно определить происхождение слова «Мокошь». Некоторые исследователи связывали его с финским племенным названием «мокша», другие считали Мокошь божеством, близким восточной богине Астарте или греческой Афродите, третьи приравнивали к русалке.
Б. А. Рыбаков считает, что это имя содержит слово «кошь», «кощь» («жребий», «судьба») и является корнем слов, обозначающих ёмкости для зерна (например, «корзина»). Отсюда, по его мнению, Мокошь - богиня судьбы, удачи.
Интересно, Мокошь в одних и тех же источниках обычно упоминается вместе с Рожаницами - богинями, которых можно видеть вышитыми на полотенцах и рубахах. Мокошь часто изображалась с поднятыми к небу руками, как бы молящая верховного Бога оросить дождем засеянные поля. К дням летнего солнцестояния, когда уже выросли колосья, Мокошь изображалась окруженной солнечными кругами, с опущенными руками. Отсюда и связь с фольклорным образом «Матерью-сырой-землей».
Культ Мокоши сопровождался установкой идолов в храмах и под открытым небом. Как древнее земледельческое божество, она была «матерью урожая», богиней жизненных благ и изобилия.
Богини-Рожаницы были подчинены или соподчинены Мокоши. В изобразительном искусстве они всегда были в двойственном числе. Культ Рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего открытостью, торжественными пирами в честь богинь. Эти пиршества противопоставлялись в известной степени «кладению треб» другим языческим богам. Принесение в жертву животных и птиц могло производиться в своих дворах без особой огласки. Трапезы же, посвященные Роду и Рожаницам, устраивались всенародно.
Принявший христианство русский народ в XI-XII вв., по свидетельству автора средневекового произведения «Слово об идолах», все еще молились «по украинам» их «проклятому богу Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творили акы отай» (тайно). Явно презирая языческие обряды, этот автор продолжал: «Сего же не могут ся лишити, наченше в поганьстве, даже и до селе проклятого того ставления вторыя трапезы Роду и Рожаницам на прелесть верным христьяном».
Рожаничный пир назывался «второй трапезой» и устраивался после церковного празднования, сверх разрешенного церковью пирования в честь Рождества Богородицы. Главный праздник Рода и двух Рожаниц был общественным осенним праздником, подобно празднику Урожая в честь западнославянского четырехглавого Святовида. Вторично Рода и Рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). В тот день приносили в храм хлеб, пироги и пр. Слияние языческого с христианским, Рожаниц с Богородицей особенно ярко выразилось в рус­ских вышивках, русском прикладном искусстве.
Постепенно культ Мокоши был оттеснен, с одной стороны, культом христианской Богородицы, а с другой - культом христианской святой Параскевы-Пятницы и в этом виде сохранился до начала XX века. Наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем, об удаче в торговле. В более позднее время Мокошь стала почитаться в качестве покровительницы женских работ, особенно прядения и ткачества.

В некоторых сказках она напоминает разлагающийся труп с большим носом и хвостом змеи. В некоторых легендах их зубы, нос и грудь были сделаны из железа и их волос из извилистых близнецов. В древних сказках Баба Джага живет спокойным образом и не может покинуть свое жилье, потому что ее магическая сила связана с местом. В последующих дохристианских сказках он очень быстро движется пешком и связан только с определенными естественными национальными границами. В других повествованиях она движется дальше, не касаясь земли, летая или летая на спине жертвы.

Славянская мифология сформировалась в период, когда данному народу еще была неизвестна письменность. К сожалению, в отличие от греческой мифологии, славянская не имеет исторических документов, которые бы подтверждали ее наличие и раскрывали суть вероисповеданий древнего народа.



Мифы передавались в устной форме, от поколения к поколению, и за многие столетия было утеряно большинство сведений о жизни и религии древнего народа. Огромной трансформации и информационных потерь, славянская мифология, получила от христианской религии, которую древние жители приняли в 988 году.

Это связано с тем, что нельзя трогать любую землю, потому что она теряет свою силу. Одна из самых замечательных вещей в рассказах о Баба-Джаге - ее жилье: она живет в хижине с дверью и без окон, которая стоит на одной или нескольких куриных ножках, может поворачиваться и даже бегать.

Хижина окружена забором, костями тех, кто не задавал правильные вопросы или не постучал по неправильным причинам. На каждом посту был череп. Иногда даже говорят, что она прослеживает умирающих людей и, наконец, приносит себя. Часто коттедж описывается на куриных ножках как хижина без входа. Он только поворачивается с определенным словом, а затем имеет входную дверь. Затем замочную скважину укрепляют зубы. В других рассказах она едет на железной печке, бегущей по куриным ногам.


Все дело в том, что моральные нормы нового вероисповедания, мягко сказано, не соответствовали языческим представлениям людей о жизни, поэтому древняя религия, всячески подавлялись последователями христианства.


Сюжеты мифов древних славян, сохранились вплоть до наших дней, в былинах, сказках, загадках, народном искусстве, то есть вышивках, гончарстве, резьбе по дереву и прочих ремеслах.

Обычно она сидит в своей хижине на деревянной скамье или каменной печи. Одна нога подчеркивает ее, другая позволяет ей болтаться, ее нос достигает потолка, ее нос бежит от ее ноздрей, грудь, которую она висела на шесте, и тем временем она разматывает ее клыки. Часто она также изображается, когда она сидит на вращающемся колесе в своей хижине и прядет пряжу из кишечника мертвых.

Баба Джага - ведьма, которая может изменить свою форму и иметь пророческие дары. Несмотря на то, что его изображение как костлявого старого с длинными зубами является особенно сложной фигурой. Это не только олицетворение смерти, но и плодовитость и судьба. Параллельно, поскольку болезнь или смерть могут встать без предупреждения или объяснения, Баба Джага может вырваться из самых сумасшедших причин в гневе. Она даже употребляла людей, которые оскорбляли ее или не выполняли свой долг. Баба Джага мог также предсказать будущее и передать свою мудрость.




Древнеязыческие славянские боги


Вероисповедание древних славян основывалось на поклонении силам природы и глубочайшего уважения к умершим предкам. Главным божеством считался верховный бог - Перун или Сварог (его сила и власть соответствовали греческому божеству Зевсу).

Тот, кто хотел использовать эти дары, должен был совершить трудное путешествие в свою хижину в лесу и пройти свои трудные испытания. Она летит в ступке по воздуху, толкает себя пестиком и размывает следы метлой. При этом она зажигает страшный шторм и оставляет следы смерти и запустения.

Баба Джага командует тремя всадниками, которые олицетворяют солнце, день и ночь. Часто она является антагонистом в русской сказке, но иногда она помогает герою советом и волшебными подарками. Ее спутник - Баджун, волшебное существо, которое появляется в форме гигантской черной кошки. Его сила и величие могущественны; с его когтями он может уничтожить железную броню, и с помощью волшебной песни он может убаюкать людей. В этом отношении имя кота принадлежит к так называемым именам говорящих, что позволяет сделать выводы о главной характеристике носителя.


Владыка небес, повелитель молний и грома. Остальные боги были потомками верховного бога – сварожичами. У каждого племени боги имели некоторые различия в именах и их функциях, что послужило негативным фактором, в виду исторических данных о представлениях наших предков о мироздании и божествах.



Их другие спутники включают воронов и совы, и они управляют лошадьми. Баба Джага напоминает славянскую лесу, которая, однако, представлена ​​как молодая и красивая. Может быть, она стала лесной женщиной, сумасшедшей от магии и одиночества. Иногда ее называют матерью или несчастливой дочерью, лесной женщиной Маринушкой.

Их внешнее описание восходит к русским фольклористам, которые в этом столетии начали писать рассказы, легенды и рассказы, переданные устно на протяжении веков. Ничего не известно о точном происхождении этой мифической фигуры. В некоторых историях упоминаются две сестры, которых зовут Баба Джага. Когда одна из ее сестер умерла огнем или мечом, она вернула ее к жизни через «воду смерти и жизни». Вот почему ее называли «хранителем воды».


Бог солнца Даждьбог или Хорус был одним из основных богов. Он согревал всю землю солнечным теплом, покровительствовал урожаям, свадьбам, встречам молодых людей, которые впоследствии заключали браки. Даждьбог заканчивал зиму и дарил людям лето и тепло. Священным животным этого бога был лев. Его изображали в виде человека с львиной головой или едущего в колеснице запряженной львами.

Возможно, она когда-то была древней богиней, которой поклонялись на церемонии инаугурации молодых женщин. Возможно, она была третьим членом этой трехмерной богини и воплотила часть древней и мудрой богини, которая выступает за преступление, смерть и возрождение. Вместе со своими двумя сестрами она сформировала полную богиню-мать: девственницу, мать и бабушку.

Фигура Баба-Джаги может быть прослежена до фигуры медиатора, которая поддерживала связь между миром смертных и окружающим миром. Такие формы встречаются во многих индоевропейских народах. Это древний мифологический характер, связанный с таинствами смерти и ритуалами посвящения. Как и многие смертные божества мифов мира, их тела лишь частично человеческие: одна нога состоит из кости, другая - змеиный хвост.


Также в восточной славянской мифологии существовал бог ветров Стрибог, бог богатства и скота Велес, Ярыло был ответственный за щедрые урожаи зерновых, Купало дарил большие урожаи плодов,


Суд знал все о судьбах людей, Семаргл бог семян, Чур охранял границы селений, земли и прочее. Некоторые боги так и остались неизвестными, например, достоверно неизвестно за что отвечал бог Троян.

Из-за их хорошей связи с змеями и птицами предлагается их родство с древними богинями смерти. Ворон, спутник древних, - это особая священная птица с божественными силами. Сова также рассматривается как воплощение мудрости во многих индоевропейских народах. Лошадь, на которой она командует, также должна быть посредником между Здесь и Запредельным.

Собственный дом Бабы на куриных ножках является еще одним свидетельством ее связи со смертью. Эта хижина, вероятно, своего рода воздушная могила на сваях. Она была маленькой, и Баба лежал в одном направлении. Это и описание из других сказок, где кости выступают из него или имеют полый спину, подчеркивают их связь со смертью.


Присутствовали в мифологии древних славян и богини. Макошь – богиня гаданий и собранных урожаев, Леля богиня весеннего пробуждения природы, Лада охраняла домашний очаг, Денница олицетворяла собой утреннюю звезду. Морена богиня темных сил, холода и зимы.



Их дом, их прозвище Костяная Нога, а также их использование метлы и раствора, указывает, что это была прежде мертвая богиня славян, которые сопровождали мертвых в потомство. В сказках после христианизации Баба Джага получил метлу, черный кот и, как и западноевропейский, был в союзе с дьяволом, чья бабушка была частично описана. Как и многие другие легенды, в эпоху средневековья он был демонизирован христианством, который девальвировал и осудил «языческие» легенды. Таким образом, злая, мудрая, старая женщина стала злой, жуткой женщиной, которая была в завете с темными силами.


Мифические существа


Считалось, что кроме высших богов весь мир населен фантастическими существами: русалками, лешими, водяными, домовыми, овинниками и прочее.


Русалки жили не только в воде, но и в лесу, лугах и долинах. В некоторых славянских племенах считалось, что это лесной или водяной дух в образе прекрасной девушки. Имело место также убеждение о том, что это не успокоившийся души утонувших молодых девушек, которые стали мифическими существами.

Баба Джага появляется в поздних украинских, болгарских и восточно-польских сказках как изменяющее форму, женское существо, которое служит принцу ада как эхолота. Центральная роль в легендах о Баба-Джаге играет борьбу между верными христианами и дурацкой ведьмой, которая пытается прыгнуть в форме беспомощной женщины на спине главного героя, затем выследить его до смерти или помочь ему иллюзий веры.

Много рассказов о Баба-джаге, которые сохранились после христианизации славян, все еще притягивают. Однако после многих лет научных исследований это остается загадкой. В комментарии однажды говорилось: «Баба-джага исходит от того, где страх и мудрость пересекают друг друга, преодолевая разрыв между жизнью и смертью и зная тайны обоих». В христианскую эпоху многие мифы были освобождены от бедствий Баба-Джаги, так что это менее жестоко. Позже легенды даже соответствуют им с Марией, что очень странно для тех, кто знает оригинальные истории.


Русалки всегда были обнажены и имели длинные волосы. По представлениям древних людей хвосты были только у русалок, проживающих в воде, но подобные убеждения принадлежали далеко не всем племенам.




Эти мифические девы были чрезвычайно опасны, они обладали прекрасной внешностью, удивительным голосом, который мог ввести человека в транс и заставить следовать в неизвестность за русалкой. По мифическим преданиям люди встречавшие русалок не оставались в живых.

Она по-прежнему используется в качестве страшной фигуры, чтобы напугать непослушных детей, которых она должна поймать, в свою лесную хижину и поесть там. Слово Баба на самом деле означает «старуха» или «бабушка», но также можно назвать «женщиной». Яга может выступать аббревиатурой от польского имени Ядвига или из Аги, жрецы шамана из религии Тенгризма. Рога называется так же, как рогатый.

Таким образом, Баба Джага был бы «мудрой жертвой» - самой старой женщиной секса, от которой многое зависело. Бабу Джагу можно найти и за пределами славянских сказок. Баба Джага и ее хижина являются частью «Научно-исследовательского института естественных наук для магии и магии» в фантастическом романе братьев Стругацких «Понедельник начинается суббота».


Леший, то есть лесной дух, проживал в каждом лесу. Имел человеческое обличье, но его отличительной чертой были ярко-зеленые светящийся глаза и лапти, надетые не на ту ногу. Левый на правую и правый на левую.