Развитие связей между полушариями. Поражение спинного мозга. Что случилось с моей нервной системой

Здоровый человек - это целостная личность, и в нём гармонично сочетаются два разных типа мышления. Они, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивают естественную интеграцию человека в сложный и многомерный мир. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение ответственно правое полушарие. Левое полушарие - это база абстрактного мышления, которая ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. И если связь между полушариями нарушается, тогда возможности нашего мозга не используются в полную силу. Полноценное взаимодействие предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Периферические нервы и их функции

Переход между языком тела и вокального языка может быть облегчено «Возникновение и распространение генетической аллеля в результате чего одно полушарие, левое в подавляющем большинстве индивидуумов, предполагается контроль рук и от» голосового вывода. Кора головного мозга - это серое вещество, покрывающее поверхность полушарий головного мозга млекопитающих. «Значение, которое он имеет в» организации нервной системы пропорциональна эволюции мозга и поведения, как показывает простой сравнительный анализ процента от общего объема внутричерепного занимаемого головного мозга у разных видов млекопитающих.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. И все зависит от нейронных связей. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д. зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей, которые эти клеточки смогли образовать между собой. Около 7-9% нейронных связей образуются автоматически без нашего участия и отвечают, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение, движение и т.д.). Нейроны, которые учувствуют в энергетических процессах организма для связи и управления, составляют намного большее количество, но чтобы их задействовать, их нужно активировать. Да, вы правильно поняли, эти нейроны существуют, но, как бы не включены, поэтому их нужно включить или активировать. В дальнейшем сам процесс такого включения буду называть активацией.

Что происходит, когда нарушаются связи между полушариями?

Все огромное развитие кора в нервной системе «человек допустимо соединить» возникновение психических и поведенческих особенностей, свойственных считается человеческий вид, в том числе, как уже упоминалось выше, язык, самосознание и логику. большая часть коры головного мозга имеет характерная организация до шести клеток сложенных слоев, пронумерованы начиная с поверхности полушарий. Эта часть коры, первичное место вышеупомянутого эволюционного процесса расширения, представляет собой неокортекс. остальную часть коры головного мозга, ограниченный на ограниченные участки нижних поверхностей и медиальной полушарий включает в себя палеоккокк и архикарту в которых клеточная организация отличается от структуры неокортекса для меньшего количества слоев или для неровностей или даже отсутствия стратификации.

Первые успехи в этом удалось получить ученым, которым удалось восстановить нервную ткань, которая связывает спинной и головной мозг, и это позволило телу снова начинать двигаться. Команда из Университета Калифорнии восстановила нервы на травмированном участке головного мозга крыс. «Мы создали метод для того, чтобы восстановить систему нервных волокон, называемых кортико-спинальными моторными аксонами. Восстановление этих аксонов является существенным шагом, поскольку возвращает пациентам способность двигаться после травмы спинного мозга», - сообщает Марк Тусзински, профессор неврологии из Центра неврологической реабилитации. Кортико-спинальный тракт, о котором он говорит - это скопление нервных волокон, „аксоны“ - это длинные отростки нейронов, которые создают связь между корой головного мозга и спинным мозгом. Активация связи этих нервных волокон между собой как раз и обеспечивает собственно восстановление движения. Например, при травмах спинного мозга аксоны, расположенные вдоль кортико-спинального тракта, разъединяются, и получается, что моторные нейроны низшего уровня не имеют связи с мозгом. При психологических травмах происходят аналогичные нарушения в этих местах. Т.е. напрашивается вывод, что без регенерации связи аксонов невозможно восстановление двигательных функций у человека.

Поведение и расщепленный мозг

Эти общие интегративные функции также поддерживаются самыми старыми частями коры также в высших млекопитающих. неокортекс нейроны образуются в сотовой матрице удаленных от полусферический поверхности, в период между вторым и четвертый месяц внутриутробной жизни. они достигают свое конечное место мигрирующего вдоль направляющей, предусмотренных клеток радиальной глии, временного компонента мозга, предназначенного, чтобы исчезнуть во время созревания. полагают, что образование неокортекса предполагает сопоставление в направлении, параллельной поверхность коры нескольких единиц являются относительно независимыми, идентичными или похожими для структуры и работы.

Как нарушение связей в мозге, определяет признаки старости?

Нарушения связей в мозге неизбежны со старостью, считают ученые. Замедление активности связано с возрастным изменением в мозолистом теле. Данная область мозга является своеобразным препятствием, мешающим развитию соединений между полушариями мозга.

Между полушариями мозга существует волокно (Corpus callosum или коротко СС), соединяющее левое и правое полушария мозга. С возрастом эта связь атрофируется, усложняя процесс анализа поступающей информации. У мужчин деградация СС начинается значительно раньше, чем у женщин, буквально в 20-летнем возрасте, и идет равномерно до 55 лет. У женщин же связь между левым и правым полушариями остается полноценной до окончания детородного периода. В менопаузе связь начинает ухудшаться. К 75 годам у мужчин и женщин связь между полушариями мозга становится примерно одинаковой.

Рефлексы и спастичность

Каждая из этих единиц простирается от поверхности полушария до белого вещества под корой; он состоит из вертикальной совокупности мигрирующих нейронов вдоль единственного радиального глия-гиганта и соединен вместе химическими синапсами. Среди корковых нейронов различают пирамидные нейроны и полиморфные нейроны, которые приводят к проекционным волокнам в отдаленные центры, а также нейроны шиповатых звездчатых и не шиповатый, обеспечивающие короткое Внутрикорковое соединение. Номера снимались колючих нейронов - около 20% от общей численности населения - имеют ингибирующее функцию по отношению к другим корковых клеток, в частности, из пирамидальных клеток, и оказывают с помощью нейротрансмиттера гамма-аминомасляной кислоты.

Чтобы это проверить, исследователи предложили людям управлять определенными действиями с помощью джойстиков в возрасте 65 и 75 лет, а затем сравнили их показания, полученные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, с данными возрастной группы 20-25 лет. Ученые измеряли уровни кислорода в различных частях мозга, а также уровни активности мозга. «Чем больше вовлекалась в работу другое полушарие мозга, тем медленнее были реакции», - говорит глава исследования. Отсюда вывод: необходимо разработать мероприятия, не только предотвращающие изменения, но и активирующие мозолистое телo мозга, чтобы обеспечить бодрую и подвижную старость людям.

В звездчатых нейронах колючих, которые составляют около 10% всех корковых нейронов, пирамидальных нейронов и полиморфных нейронов, которые вместе составляют 70% от общего объема, оказывают возбуждающие синаптические действия через глутамат нейромедиаторов и аспартату. Тела пирамидальных нейронов находятся во втором, третьем и пятом слоях неокортекса; полиморфные нейроны находятся в шестом слое; и звездчатых нейронов преобладают в четвертом слое. Первый слой коры не содержит тела нейронов, но только нервных волокон или дендритов или аксонов.

Мозолистое тело как связующее звено двух полушарий головного мозга

Мозолистое тело мозга - это толстые группы нервных волокон, соединяющие две половинки мозга друг с другом и обеспечивающие возможность быстрого обмена информацией между левым и правым полушариями (см. рис. 1). Они играют важную роль в восстановлении двигательных навыков после инсульта или при старении.

Пирамидальные нейроны второго и третьего слоя дают начало длинных связей с другими областями коры одного и того же полушарии и в противоположном полушарии, пирамидальных нейронов пятого и нейронов полиморфов шестого слоя проецируемого не корковых центров в таламус, базальные ганглии, в гиппокампальном образовании, в стволе селезенки и в спинном мозге. Тернистые и колючие нейроны звездчатых обеспечивают короткие Внутрикорковые связи в поле той же области или прилегающих районах. Проекцию, которые достигают кору головного мозга от подкорковых центров происходят из лимбической системы, особенно от таламуса, а ствол мозг.

Этот органоид головного мозга представляет собой тонкую пластинку, соединяющую между собой оба полушария. Соответственно, он находится между ними. По форме мозолистое тело представляет собой дугу, которая удлинена посередине, сзади слегка утолщена, а спереди искривляется вниз. Если взглянуть на него сбоку, то оно будет иметь форму овала.

Физиология коры головного мозга может быть подразделена на общие и секторальные или корковые области. Общая физиология коры рассматривается вклад, который активность коры головного мозга в целом обеспечивает функционирование нервной системы. Наиболее широко используемые методы для изучения глобальной активности в коре головного мозга являются электрофизиологические. Л электрокортикография «электроэнцефалография эль» выявила существование непрерывных колебаний разности потенциалов между прикладными электродами, соответственно, на кожу голову, и к кортикальной поверхности него.

Так как мозолистое тело головного мозга находится между полушариями, то функции его очевидны: обеспечение обмена информацией между ними, то есть некое средство связи. Его нервные волокна объединяют между собой одноимённые и разноимённые части мозга. Кроме того, мозолистое тело соединяет, лобную часть с теменной, теменную с затылочной и так далее. Эта часть головного мозга позволяет производить слаженную и согласованную работу обоих полушарий, как в части моторики, так и в психической области.

Надежда на восстановление и излечение

Этим колебания или электроэнцефалографические волны присутствуют в очень различных физиологическом, таких как сон и бодрствование, а также при не-физиологических условиях, таких как «общая анестезия, или откровенно патологической как» эпилепсия. непрекращающаяся природе электроэнцефалографических волн и систематических изменений амплитуды и частот, которые они выполняют в различных условиях, показывает, что кора всегда активна, но его активность качественно меняется в зависимости от состояния субъекта.

Что происходит, когда нарушаются связи между полушариями?

Правое и левое полушария, как известно, выполняют разные функции. Во время бодрствования связь между полушариями выражена не очень сильно. Основная масса людей, решая ежедневные задачи, как правило, задействует какой-то один набор функций: анализ или интуицию, мысль или образ, логику или чувства. Хотя очевидно, что наибольший успех приносит использование этих наборов во взаимодействии друг с другом.

Существенное снижение и обобщенно в корковой активности несовместимо как с пробуждением и поддержанием сознания, как с физиологическим сном. Так называемая плоская электроэнцефалограмма может служить наряду с другими клиническими признаками в качестве дополнительного критерия для определения «смерти мозга». Это имеет значение в патогенезе эпилептической активности кортикальная плохая или дисфункция тормозных нейронов. Физиологическая модуляция активности коры головного мозга не является неотъемлемой, но зависит от прогнозов, полученных корой от промежуточного мозга и ствола энцефалопатии.

Если эта связь не функционирует, то нарушаются функции головного мозга и других органов (развиваются психические недуги, болезни мочеполовой, сердечной, нервной систем и пр.), имеются различные отклонения и патологии в развитии психомоторики, интеллекта или физиологии.

Что нужно сделать?

Для восстановления этой связи можно применить направленное энергетическое воздействие с целью нейтрализовать энергетическую блокаду мозолистого тела. Восстановление связи между полушариями благотворно влияют на взаимосвязи, согласованность и улучшение обмена информацией в головном мозге. Выяснилось, что максимальных творческих достижений удается достичь во многом благодаря отличному информационному обмену мозговых полушарий. В результате можно достичь пять различных полезных эффектов:

Прогнозы распространяются от ствола мозга к таламусу, а корка регулирует кортикальную активность как непосредственно, так и через их влияние на таламокортикальные связи. Нейронные популяции ствола мозга, которые приводят к этим прогнозам, различаются в зависимости от синаптической посредники используется: некоторые используют «ацетилхолин, норадреналин, другой, другой дофамин, серотонин другой, другой» гистамин, еще другой глутамат. Однако следует отметить, что иногда, особенно в некоторых случаях старческого слабоумия, симптомы могут быть вызваны непосредственно первичными дегенеративными изменениями коры головного мозга.

  • улучшается основа для развития интуиции, воображения, креативного потенциала чувственной сферы и интеллекта,
  • усиливается качественное взаимодействие между движениями и умственной активностью,
  • увеличиваются скорости реакции, как пример развития сенсорно-моторной координации,
  • развиваются связи между участками, отвечающими за сознание и жизнедеятельность,
  • усиливается энергетика всего организма.

Обоснование и методика

Для улучшения мыслительной деятельности нашему мозгу и организму необходима постоянная подпитка энергией.

Что нужно сделать?

Секторальная физиология изучает функциональные дифференцированные функции, специфичные для конкретных областей коры. Функциональная специализация кортикальных областей не зависит от их собственной внутренней организации, поскольку она очень похожа во всех областях неокортекса, но на специфические и дифференцированные связи, связывающие каждую область с другими нервными центрами. Теория функциональной специализации корковых областей основывается на трех элементах: во-первых, о специфике вытекающими отсюда изменениями в поражениях разграниченных областей коры человека и животных, во-вторых, о дифференциальных характеристиках активности отдельных нейронов различные области коры, зарегистрированные в экспериментах на животных и нейрохирургические операции у людей; Наконец, на активаций локализованы корковых областей, обнаруженных электрофизиологических методов или анализов неинвазивный кровотока или региональный обмен веществ у человека во время исполнения сенсомоторные и умственных задач.

Учеными было доказано, что нервные клетки восстанавливаются . Ослабление умственных способностей человека происходит не из-за их отмирания, а из-за слабого контакта дендритов, через которые проходят энергетические импульсы от клетки к клетке. Дендриты представляют собой отростки, которыми нейроны контактируют друг с другом. Контакт происходит только при наличии собственного энергетического поля, но если оно (собственное энергетическое поле) ослабевает или совсем исчезает, тогда их функции замирают. Если человек время от времени не активизирует связи между нейронами и не подпитывается энергией извне, то дендриты атрофируются. Отсюда так важно восстановление и поддержание собственного энергетического поля человека.

Различие упрощенно, но эффективным оно делит корковых областей в областях мотоциклов, чувства, языка и ассоциативно. В каждом полушарии мотоциклетные зоны в основном контролируют мускулатуру другой стороны тела, а сенсорные получают сенсорную информацию, поступающую в основном из полуконтралатерального тела и пространства Экстракорпоральный Если функциональная связь с противоположной половиной тела и пространства отсутствует, движения и смысл двух полушарий являются практически функциональными эквивалентами.

Эта эквивалентность между двумя сторонами не относится к связанным областям и для языковых областей, поскольку в таких случаях конкретный функциональный план Кора человека предсказывает, что соответствующие области двух полушарий имеют разные задачи. Области кортикального движения преимущественно находятся в лобной доле, расположенной в передней части мозга. Области премоторных контролировать программирование в движениях совместной работы с другими областями коры, таких как префронтальной ассоциативных областях, а также с подкорковыми центрами, такими как базальных ганглиев и мозжечка, которые действуют на коре через ядра с двигательной функцией, расположенной в таламус. двигательные зоны, при условии Анч «их влиянию со стороны базальных ганглиев и мозжечка, делегированы» выполнение движений, задача, которую они выполняют через свои прямые связи с спинного и ствола головного мозга нейронов, иннервирующих мышцы тела и лицо.

Отличием данной методики от других можно назвать то, что она основывается на улучшении энергетической связи между полушариями мозга. Эту связь можно восстановить с помощью активации связи дендритов методом энергетического насыщения объединяющего их поля, на основе знаний Реабилитационной энергетики.

Техника восстановления не отличается от других способов восстановления активности нервной системы. Обычно начинаем с оценки состояния существующих связей между полушариями и дендритами. При обнаружении отсутствию таких связей начинаем насыщать энергией эту часть и объем мозга, находящегося между полушариями. Далее перемещаем свое энергетическое воздействие вниз по направлению к спинному мозгу и далее по нему к копчику. Чувствительные люди сразу чувствуют отклик в этих местах в виде возбуждения в области воздействия. Чувствуются и попутно возбуждающиеся связи с органами, подвешенные к соответствующим местам их иннервации. Сам процесс может иметь различную скорость проникновения активации. Все зависит от опытности практикующего. Дойдя до копчика, меняем направление движения потока энергетического воздействия на противоположное (см. рис. 2). Движение идет уже вверх по позвоночнику до чакры третьего глаза. В этом месте путь движения энергии опять замыкается на начальный, т.е. между полушариями мозга. Так замыкается круг движения энергии. Это круговое движение энергии можно повторять много раз каждый день как гимнастику, до достижения устойчивости и самостоятельности кругового движения потока энергии.

Твоя нервная система

Типичный из областей движения является топографическим порядком их организаций: электрическая стимуляция данной корковой точки делает контракт мышцы в определенной части тела, а также соответствие таково, что различные части тела представлены в коре согласно а Однако каждая конкретная мышца представлена ​​несколько раз в коре, в комбинациях, которые варьируются в зависимости от других мышц, служащих различным двигательным действиям. Например, одна и та же мышца языка представлена ​​в точке коры для глотательного движения и в другом месте для звонящего движения.

Этот круг потока энергии отличается в зависимости от пола человека. У мужчин он дополняется в самом верху включением в это кольцо космической, а внизу земной энергии, с выходом общей результирующей (синий цвет) в землю (см. рис. 2). А у женщин он дополняется только входом вверху космической и внизу земной энергии. У женщин в сравнении с мужчинами нет определенного места выхода энергии. У женщин выход энергии происходит через все тело в виде излучений тела или эмоций.

Части тела, которые имеют больше степеней свободы в подвижности, такие как руки и пальцы, имеют больше корковых представлений, чем части тела, которые меньше Каждый способ значения представлен в нескольких областях коры каждого полушария. Общий принцип органа предполагает наличие первичной области для каждого режима восприятия для каждого полушария. Зоны первичного восприятия получают информацию, посланную соответствующими сенсорными органами - глазом, ухом, кожей и т.д. - и передавать их, как последовательно, так и параллельно, в многочисленные другие области коры, задача которых заключается в дальнейшей разработке такой информации в соответствии со своей собственной функциональной специализацией.

Это упражнение во много раз усиливается при включение в этот оборот энергии Космоса и Земли. Такое усиление происходит еще больше в парной работе мужчины и женщины при объединении в общее кольцо энергий.



Что это нам дает?

При такой активации дендритов и связей между полушариями мозга в нервной системе создаются усиленные ассоциативные связи между разными видами информации. Причем функционируют они в этом непривычным для них образе только при достаточно насыщенном энергетическом поле.

Данная методика способствует улучшению памяти и стимулирует работу мозга. Для полной реализации их потенциала необходима стимуляция нейронных проводящих путей в мозге человека, потому что большое количество их используются не полностью. В результате активации дендритов и связей между полушариями мозга в мозгу начинает вырабатываться особое вещество под названием нейротрофин. Это вещество приводит к росту нервных клеток. При этом почти вдвое возрастает число и «ветвистость» дендритов.

Детям данная методика помогает лучше сосредотачиваться и усваивать новые знания. Взрослым людям она позволяет поддерживать свой мозг в тонусе. Также помогает избежать возрастного ухудшения памяти.

При ее выполнении человек почувствует не только улучшение мыслительного процесса, но также повышение жизненного тонуса и улучшение настроения. Расширенное возбуждение нервных клеток увеличивает производство нейротрофинов. Никакие пищевые добавки для мозга не оказывают такого действия, как эта гимнастика.

Предложенная техника предполагает развитую чувствительность и умение работать с полями энергии, но если она еще не развита, могу предложить свою помощь при проведении такой работы дистанционно.

Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека необходимо разобраться в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундамен­тальных свойств: межполушарной специализацией и меж-полушарным взаимодействием, которое обусловлено ста­бильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференцион­ ным торможением.

Функциональная асимметрия полушарий - это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-пси­хических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у чело­века определенной структуры психики. Так, с явлением би-латеральности (правым и левым полушариями) связан це­лый ряд таких психологических противопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, конвергентное и дивергентное мышление, первая и вторая сигнальные системы, синтетичность и аналитичность, поле-зависимость и поленезависимость, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия и т.д. Разная степень выражен­ности этих психических свойств формирует склонность раз­ных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правополушарное» мышление с харак­терными для них способностями, эмоционально-личностны­ми характеристиками, типичными особенностями адаптаци­онных процессов. Существует гипотеза эффективного била терального взаимодействия как физиологической основы общей одаренности («равнополушарное» мышление).

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального про­филя функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга:

    Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальньй, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за партами.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: гештальт, творческие контекстные задания, эксперименты, музыкаль­ный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопро­сы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в кол­лективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска - темный мел. Для организации невербального обще­ния правополушарных учащихся в классе их необходимо посадить полукругом.

Равнополушарный тип - отсутствие ярко выражен­ного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодей­ствия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки - это только исход­ные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных кон­тактов, прежде всего семейных.

Интегрированное межполушарное взаимодействие явля­ется основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Причем межпо-лушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым. Поэтому при активизации левого полуша­рия правое быстрее вовлекается в работу.

Дифференцированное школьное обучение с учетом функ­циональной асимметрии полушарий головного мозга ребен­ка - один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, чем поиск совершенных методов, так как ни один метод не подходит сразу для всех учащихся. Ориентированная на ученика система преподава­ния, требующая от учителя внимательного отношения к сти­лям обучения, выходит за рамки метода, за рамки учебника и даже за рамки учителя, так как ориентирована на источ­ник успеха или неуспеха в обучении - на самого ученика. Школьные методики обучения тренируют и развивают глав­ным образом левое полушарие, игнорируя половину ум­ственных возможностей школьника, не учитывают особен­ностей половой латерализации полушарий, оставаясь бес­полыми и массовыми. Образование в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя ле вополушарные и равнополушарные девочки, которые быс­тро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более под­вержены возникновению школьных неврозов.

Автор данной методики провела лонгитюдное исследова­ние динамики психофизиологических особенностей и возрас­тных изменений детей в возрасте от 6 до 11 лет и успешности их обучения в общеобразовательной школе. Всего было иссле­довано 175 человек. Для диагностики функциональной асим­метрии учащихся были использованы аппаратурные методи­ки, для диагностики межполушарного взаимодействия - ней-ропсихологическая батарея тестов. С детьми проводились упражнения кинезиологического цикла, направленные на интефирование работы головного мозга. В классе учащиеся были сгруппированы по типу функциональной асимметрии полу­шарий (правополушарные, левополушарные и равнополушар­ные). К каждой группе были подобраны методики обучения, соответствующие их психофизиологическим особенностям. Сравнительный анализ успешности недифференцированно­го обучения учащихся с разным типом функциональной асим­метрии позволил утверждать, что наиболее высокая успева­емость наблюдается у левополушарных детей, наиболее низ­кая - у правополушарных При дифференцированном обучении правополушарные учащиеся повышают свою успе­ваемость, менее подвергаются невротизации. Занятия с деть­ми по развивающей кинезиологической программе показали ее высокую эффективность. Все показатели творческого и логического мышления, а также интеллектуальной деятель­ности достоверно увеличились после кинезиологических за­нятий. Следовательно, для обеспечения гармонизации мысли­тельной деятельности ребенка и создания ситуации успеха на уроке необходима дифференцированная система подбора ме­тодик обучения и развития в соответствии с психофизиологи­ческим профилем ребенка. Кроме того, интеллектуальная го­товность не должна заменяться информационной.

Если генетически у ребенка облегчен определенный тип мышления (физиологический субстрат - мозг - устроен таким образом, что данному типу мышления обеспечива­ются наилучшие условия), то это не значит, что развивать нужно только его. В различных жизненных ситуациях ребен­ка необходимо научить пользоваться и тем типом мышле­ния, который является менее успешным. Грамотный педа­гог на уроке создает условия для выполнения заданий раз­ными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми: мальчиками и девочками, левополушарными и пра-вополушарными. Деятельность учителя по развитию мысли­тельных процессов школьников должна учитывать не толь­ко врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.

В последнее время отмечается увеличение количества де­тей с различными нарушениями в развитии, с затруднени­ями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоле­ния имеющихся у них нарушений, предупреждения разви­тия патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокор-рекционной работы. Одним из составляющих элементов та­кой работы является кинезиологическая коррекция.

Традиционные методы психолого-педагогического воз­действия на ребенка не приносят устойчивого положитель­ного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической кор­ рекции направлен на механизм возникновения психофизи­ологических отклонений в развитии , что позволяет не толь­ ко снять отдельный симптом, но и улучшить функциониро­ вание, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные пред­ ставления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляе­ мость, повышает способность к произвольному контролю . Учителя, использующие кинезиологические упражнения на уроках, отмечают улучшение почерка , повышение работос­ пособности, активизацию интеллектуальных и познаватель­ ных процессо в.

При таких видах деятельности, как плетение, нанизыва­ние бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги, исполь­зуются движения первых трех пальцев, которые обычно ак­тивны и в быту. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначается как социальная зона руки. Два последних пальца - безымянный и мизинец - находят­ся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обыч­но пассивны. На схеме проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга (гомункулус Пенфильда) ве­личина отображения кисти составляет 1/3 всех двигательных проекций. Так же велика проекция каждого пальца в отдель­ности. Не используя в упражнениях безымянный палец и мизинец, мы на треть снижаем эффективность методики. Это особо сказывается на детях 2-3-летнего возраста.

СХЕМА У.ПЕНФИЛЬДА

    Большой палец ноги, 13 – указательный палец

    Лодыжка, 14 – большой палец руки

    Колено, 15 - шея

    Бедро, 16 - лоб

    Туловище, 17 – веко и глазное яблоко

    Плечо, 18 - лицо

    Локоть, 19 - губы

    Запястье, 20 - челюсть

    Кисть, 21 - язык

    Мизинец, 22 - глотание

    Безымянный палец, 23 - жевание

Кроме того, на занятиях по развитию тонкой моторики необходимо использовать не только движения сжатия, но и растяжения - расслабления, т .е. сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-раз­гибателей. Для получения максимального эффекта упраж­нения должны включать:

    сжатие, растяжение и расслабление кисти;

    изолированные движения каждого из пальцев.

Особое значение имеют упражнения, в которых исполь­ зуются одновременные разнотипные движения рук. В отли­чие от симметричных и содружественных движений, регу­ляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уров­ня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых ней ронных сетей. Расширяются резервные возможности функ­ционирования головного мозга ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выра­женная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Со­трудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Основным требованием к квалификационному исполь­ зованию специальных кинезиологических комплексов яв­ ляется точное выполнение движений и приемов. П едагог или психолог обязаны сначала сами освоить под руководством инструктора практической кинезиологии все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, про­исходящих в системах организма. После этого обучить каж­дого ученика, получив обратную информацию о специфике воздействия. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Кинезиологические за­нятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накап­ ливающийся) эффект для повышения умственной работо-способности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Занятия должны проводиться в доброжелательной обстанов­ке, так как наиболее эффективной является эмоционально при­ятная деятельность ребенка. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия. Результатив­ность занятий зависит от систематической и кропотливой рабо­ты: игры и тренинги могут быть индивидуальными или группо­выми. С каждым днем занятия могут усложняться, объем зада­ний увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.

Если кинезиологические упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерывать­ ся сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как твор­ ческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагруз­ка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного вос приятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполне­нием специальных упражнений.

РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 мин в день. Заниматься необ­ходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комп­лексу упражнений - 45-60 дней. Желательно реализовать кинезиологический цикл:

    комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).

    перерыв (2 недели);

    комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель);

    перерыв (2 недели);

    комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель);

    Развитие межполушарной специализации.

    Развитие межполушарного взаимодействия.

    Развитие комиссур (межполушарных связей).

    Синхронизация работы полушарий.

    Развитие мелкой моторики.

    Развитие способностей.

    Развитие памяти, внимания.

    Развитие речи.

    Развитие мышления.

    Устранение дислексии.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, син­ хронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегча- JOT процесс письма.