Когда был построен успенский собор. Успенский собор. Культурное наследие храма

Католик по вероисповеданию, военный инженер и гениальный архитектор Аристотель Фиораванти построил главный собор Московского царства, самую красивую в России крепость на Боровицком холме, пережил опалу, войну и тюрьму и навсегда остался в истории русского государства.

Человек эпохи Возрождения

Почти каждый россиянин хоть раз бывал в Московском Кремле и знает, что там на Соборной площади столицы стоит главный храм православной Руси - патриарший кафедральный собор Успения Божьей матери, или просто Успенский собор. Тот самый, где венчали на царствие русских царей и где сейчас служит патриарх. Знаменитый храм настолько вошел в нашу жизнь, что мало кто задумывается об удивительном историческом парадоксе, ведь этот символ православия и культурных традиций Руси построил итальянец, католик по вероисповеданию, Аристотель Рудольфо Фиораванти.

Новая эпоха - новые задачи

Вторая половина XV столетия принесла поистине судьбоносные перемены в жизнь Руси. Из конгломерата враждующих между собой небольших княжеств, вынужденных постоянно оглядываться на Орду, она превратилась в сильное государство, которое сразу выдвинулось в число крупнейших в Европе. Татарское иго само собой ушло в прошлое - против единой русской силы ханы были обречены. Наверное, формальное освобождение могло произойти и раньше, ведь ментально Русь была готова к единению еще во времена Куликовской битвы, да помешала московская междоусобица, по сути, укравшая у нашей страны полвека.

С рождением нового независимого государства встал вопрос о символах власти, государственных регалиях и атрибутах. В средневековом обществе к этому относились серьезно. Естественный ход вещей диктовал возрождение православных традиций - Константинополь пал, и Москва как бы подхватила увенчанное двуглавым византийским орлом знамя. Теперь город стал именоваться «Третьим Римом», а значит, и выглядеть должен был под стать предшественникам.

На деле же столица Великого княжества Московского была вовсе непрезентабельна. Вековой белокаменный Кремль после многочисленных войн и пожаров выглядел жалко, к тому же он безнадежно устарел с точки зрения фортификации - его ведь строили еще до появления артиллерии. Построенный еще при Калите и митрополите Петре Успенский собор, которому минуло полтора века, никак не подходил на роль центрального храма нового государства как в силу размера, так и из-за ветхости. Иван III с боярами решил затянуть пояса, но лицо государства обновить. Начали с подновления стен (1462 год), а вот собор по настоянию митрополита Филиппа решили строить новый.

В это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие - так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей

Попытались справиться своими силами - пригласили доморощенных мастеров Кривцова и Мышкина. В апреле 1471 года со всеми почестями собор заложили. За три года возвели белокаменные стены «под своды», но в ночь на 20 мая 1474 года сооружение рухнуло:

«Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Землетрясения в наших широтах редкость, на него никто не закладывается. А этот «трясун» случился в очень неудачный момент: стены уже стояли, а скрепляющая их крыша - еще нет. Это и сыграло роковую роль. Хотя, по сообщениям летописи, были претензии и к качеству строительного раствора. Так или иначе, все нужно было начинать сызнова.

Вот здесь и возникает идея приглашения мастера из-за границы. Дело в том, что в это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие - так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей. Специфика же строительства больших зданий с тяжелыми куполами требовала точных расчетов, математических навыков и, главное, инженерных технологий.

Вопрос, откуда приглашать мастеров, не стоял - законодателем мировой архитектурной моды была Италия, где эпоха Возрождения началась почти на век раньше, чем во всей Европе. К тому же именно итальянцы стали продолжателями великих византийских архитектурных традиций, которые переселились туда вместе с беглецами из захваченного турками Константинополя. И еще один важный нюанс: к этому моменту у Москвы появилась прямая связь с Италией: в 1472 году Иван III венчался (во временном деревянном Успенском соборе) с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог, которая воспитывалась в Риме. Видимо, без ее протекции не обошлось, особенно когда пошел разговор о выборе конкретного мастера.

Потомственный зодчий

Воображаемый портрет Аристотеля Фиораванти кисти Лоренцо Лотто

Изображение: ru.wikipedia.org

В дореволюционных книгах можно встретить мнение, что Аристотель - это прозвище, которое мастер заслужил за свою мудрость. Но это не так. Греческое имя ему было дано при рождении, что подтверждают документы. В эпоху раннего Возрождения это было модно.

Аристотель родился в Болонье в семье потомственных архитекторов. С детства мальчик варился в творческом духе, так что иного пути у него, по сути, и не было. В то время не было строгого разделения на ученых, мастеров, механиков, художников - ищущие люди стремились заниматься всем. Дух возрождения был всеобъемлющим, шел изнутри людей, а юный Аристотель впитал его с пеленок.

Первое упоминание об Аристотеле как профессионале относится к 1436 году, когда юноше едва минуло двадцать. Тогда он участвовал в отливке колокола для башни Аринго (кстати, перестроенной его отцом) и придумал хитрое приспособление для поднятия колокола на самый верх.

Простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию

С 1447 года Аристотель работает самостоятельно, занимаясь возведением довольно сложных архитектурно-строительных комплексов. В 1455 году Фиораванти передвинул колокольню Делла Маджоне, причем это было первое здание в Болонье, перемещение которого было документально засвидетельствовано. 24-метровая колокольня была передвинута на 13 метров, что позволило освободить место для нового здания городского магистрата. Поскольку столь непростая работа была произведена за короткий срок и с большим искусством, городской совет присвоил молодому мастеру звание старшины ложи каменщиков и положил пожизненное материальное обеспечение.

Довольно быстро родной город стал тесен мастеру, к тому же у него возникли разногласия с представителями совета. Аристотель реставрировал древний мост в Павии, устраивал Пармский канал, передвигал башню Святого Ангела в Венеции. Последний опыт был трагическим: простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию.

Затем Аристотель работал на севере Италии у миланского герцога Франческо Сфорцы: строил каналы и шлюзы, реставрировал крепостные стены, передвигал башни и колокольни. Через семь лет он вернулся в Болонью уже знаменитым на всю страну и уважаемым мастером. В 1464 году Фиораванти получил приглашение от венгерского короля Матьяша Корвина, но три года не мог уехать - его не выпускала болонская ложа каменщиков. В Будапеште Фиораванти показал себя во всем блеске: он строил мосты через Дунай и создавал современные укрепления. Заслужив благодарность короля и заработав немалые деньги, зодчий вернулся в Болонью.

Потом были заказы в Риме и очередное возвращение в Болонью, а затем разразился скандал: заслуженный мастер был обвинен в фальшивомонетничестве и заключен в тюрьму. Его лишили всех титулов и привилегий. Через некоторое время обвинения вроде бы были сняты, но осадок, как говорится, остался. Вот тут-то и подоспело приглашение московского государя, переданное мастеру русским послом Семеном Толбузиным. Поразмыслив, шестидесятилетний мэтр принял предложение и в компании сына Андреа и ученика Пьетро отправился на край света. Кстати, у архитектора было на руках приглашение от турецкого султана, но он выбрал Москву.

Самый русский храм Руси

И высотой, и светлостью, и звонностью, и пространством, такой же прежде того не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви; а мастер - Аристотель.

Изображение: wikimedia.org

Наверное, России стоит благодарить фортуну, которая отправила к нам одного из самых ярких представителей эпохи Возрождения и, возможно, лучшего инженера своего времени. Иначе Москва выглядела бы совсем иначе.

Главной задачей, поставленной перед Аристотелем в России, было строительство центрального кафедрального собора, который должен был отражать величие государства и православия. Второй задачей было строительство новой крепости на месте московского Кремля, во всяком случае, разработка генерального плана.

При этом Иван III Васильевич хотел, чтобы Успенский собор был по виду типично православным, русским. По дороге из Италии Аристотель проезжал через Новгород и Псков (добирались через германские земли и Балтийское море), потом специально ездил в Суздаль и Владимир. В итоге именно владимирский Успенский собор решено было взять за образец. Это был принципиальный выбор: не византийские мотивы знаменитых Софийских соборов Новгорода, Киева и Константинополя, а именно крестово-купольный тип владимирского храма.

Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы

Чтобы по-настоящему оценить величие и гармоничность этого сооружения, посмотрите на него с юга, от Москвы-реки. Выйдите с Соборной площади, перейдите через дорогу и у парапета обернитесь. Обратите внимание, насколько строен, легок и пропорционален храм. Его огромные размеры не давят на человека, они совершенно не заметны глазу… Лишь когда замечаешь людей у подножия собора, становится понятно, насколько он грандиозен!

Собор стоит на вершине Боровицкого холма. Он строился так, чтобы его было видно издали, прежде всего с Москвы-реки, которая была главным транспортным путем. Он возвышался над Москвой, ведь остальные здания были гораздо ниже. Сейчас собор в кольце других строений и мы лишены возможности увидеть его в том контекстном пространстве, на которое рассчитывал автор. Что же, придется включить воображение.

Из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»

Фото: Изображение: Global Look Press

Обратите внимание - у собора нет привычно выступающей к востоку апсидной части. То есть она есть, но скрыта декоративной стенкой. А если приглядеться, то заметно, что стеночка не вертикальная, а наклонная, расширяющаяся книзу. Это один из нюансов, благодаря которым создается визуальная легкость и стройность.

Но главное - внутри. Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы. Собор «звонкий», как отметил один его современник. Это стало возможно благодаря гениальному чувству гармонии автора и новым технологиям, которые он использовал.

По внешнему виду московский Успенский собор напоминает владимирского предшественника, но технологически он совершенно иной. Внутри белокаменных стен находится кирпичная кладка, из кирпича сделаны перекрытия. Аристотелю пришлось построить в Москве кирпичные заводы (они располагались возле Андронникова монастыря), поскольку качество того кирпича, который делали у нас раньше, не соответствовало его требованиям. Из кирпича сделаны также столбы, на которых держится свод, перекрытия, крестовые своды, благодаря которым огромные барабаны куполов словно висят в воздухе. Вместо привычных деревянных балок мастер использовал металлические скрепы, а за качеством раствора он следил лично.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45"03.6"N 37°37"01.9"E

Московский Кремль - древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля , в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором - им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен - на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора - он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного . Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке...

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

... и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус

В Московском Кремле Успенский собор является главной святыней страны, в которой сосредоточены самые важные атрибуты этой святости: гробницы святителей и иконы. История создания Собора насчитывает не одно столетие, с ней связаны имена многих значимых для России людей.

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера - Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе

Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Описание собора

Образцом для храма стал собор в честь Успения Богородицы в г. Владимире. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:


Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Святыни

В Успенском соборе с 1395 года и вплоть до Октябрьской революции находилась главная святыня домонгольской Руси Владимирская икона Божией Матери. Ныне эта икона находится в храме в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах, он является домовым храмом Третьяковской галереи.

Интересно! По преданию, икона всегда сама выбирала место, где ей находиться, теперь это небольшой храм Москвы.

Из тех святынь, которые ныне находятся в соборе, сохранились иконы:

  • Божией Матери «Влахернская». По преданию, она была написана евангелистом Лукой и из Антиохии попала в Константинополь, а в 1653 году была передана в дар русскому царю Алексею Михайловичу. Сама икона выполнена в технике воскомастики, т. е. она как бы рельефна, а в качестве мастики использовался воск с частицами мощей многих святых;
  • Петровская икона Божией Матери. Считают, что она была написана самим митрополитом Петром в бытность его еще игуменом на Волыни, он подарил её митрополиту Киевскому Максиму, который привез икону во Владимир, а потом она оказалась в Москве;
  • Корсунская икона Божией Матери. Предание утверждает, что икона была написана евангелистом Лукой с самой Богородицы, а список этой иконы был перенесен в Корсунь во время Крещения князя Владимира. Первоначально она находилась в Новгороде, а затем была перенесена в Москву.

Также мощи святителей Московских:


Святые мощи первого русского патриарха Иова, а также святого патриарха Гермогена. Помимо этого, в Успенском соборе хранятся такие реликвии христианского мира, как Гвоздь Господень и посох святого митрополита Петра Московского.

Уникальная стенная живопись и иконостас собора XVII с многочисленными знаменитыми по всему миру иконами, среди которых: «Спас Ярое око», «Спас в силах», «Спас Златые власы».

Престольные праздники и адрес

Кроме него, еще есть три придела:

  • в честь апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • Похвала Богородицы (5-я неделя Великого поста в субботу);
  • в честь святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).
Важно! У Собора статус кафедрального Патриаршего храма, поэтому службы здесь совершаются по решению Патриарха, как правило, в дни престолов и больших праздников.

Но Успенский собор можно посетить в любое время, кроме четверга, как музей, который действует с 10-00 до 17-00, а в период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 и до 18-00.

Добраться до Успенского собора, который расположен на Успенской площади Московского Кремля, для этого лучше воспользоваться метро и добраться до станции «Библиотека им. В. И. Ленина» или «Александровский сад».

Успенский собор Московского Кремля

История Успенского Собора начинается со Святителя Петра, митрополита Руси.

Святитель Петр, первый глава Русской Церкви, обосновавшийся в Москве, был похоронен в еще не достроенном храме. Впоследствии большинство преемников митрополита, следуя как его примеру, так и давней традиции обретать вечный покой при кафедральном соборе, захоранивались здесь же.

Ко второй половине XV столетия первый Успенский собор заметно обветшал, да и молодое Русское государство, объединявшееся тогда железной рукой великих князей Московских, нуждалось в новом архитектурном творении, которое бы явилось символом могущества новой державы. Не меньшее желание прославить Церковь имели и митрополиты всея Руси.

Но как и многие великие начинания величественный Успенский собор, каким видим его мы сейчас, построился не с первой попытки. Много раз за свою историю Успенский собор перестраивался и реставрировался.


Саша Митрахович 04.01.2017 13:38


Сохранившиеся свидетельства о возведении первого в весьма необычны — ни одно древнерусское строительство не удостоилось такого подробного описания в летописях.

Предварительные работы при возведении Успенского собора начались осенью 1471 года, когда управлявший в то время Русской Церковью митрополит Филипп повелел готовить камень для будущей постройки. Возможно, на это решение повлиял большой пожар, пронесшийся огненным вихрем по Кремлю годом раньше и повредивший древнее здание.

Впрочем, один лишь пожар вряд ли мог стать главной причиной столь мощной перестройки. Одновременно были проведены обмеры Успенского собора во Владимире, выбранного в качестве образца для московского храма-тезки, после чего мастеровые приступил к рытью котлована и возведению новых фундаментов. Закладка фундаментов в апреле 1472 года сопровождалась большим торжеством, в котором приняли участие и глава Церкви, и глава государства.

На начальном этапе строительные работы, которыми руководили зодчие Кривцов и Мышкин, шли одновременно с разборкой стен старого Успенского собора. Дело в том, что новый соборный храм, хотя и возводился на том же самом месте, что и его предшественник, заметно превышал его своими размерами.

29 мая 1472 года состоялась торжественная церемония — эксгумация, или, говоря церковным языком, обретение мощей захороненных в прежнем соборе митрополитов. Внимательный летописец, описав состояние обнаруженных мощей, ядовито заметил в адрес горе-современников, почитавших только угодников с нетленными мощами: «Занеже кой толко не в теле лежить, тот у них и не свят, а того не помянуть, яко кости наги истачають исцелениа».

К концу весны 1474 года здание поднялось до уровня сводов. Наверное, в великокняжеских и митрополичьих покоях уже подумывали о скором освящении храма, но 20 мая произошла беда: из-за слишком большой нагрузки северная стена рухнула, «утянув» за собой своды, часть столпов, хоры и половину западной стены. Согласно некоторым сведениям, здание не выдержало произошедшего тогда в Москве землетрясения.

По счастливой случайности, никто не пострадал. Разрушение строящегося храма вызвало решительные действия Ивана III. Он велел разобрать завалы и отправил в Италию посольство с целью приглашения оттуда авторитетного архитектора. Одновременно Иван III обратился за мастерами и во Псков, зодчие которого особенно славились на Руси в XV столетии.

Через год в Москву прибыл известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:01


Архитектор Успенского собора в Московском кремле - Аристотель Фьораванти - родился около 1415 года в Болонье. До 1473 года в основном работал в Италии, также выполнял заказы знаменитого венгерского короля Матьяша Корвина

В Москве Фьораванти, по сути, заново начал строительство : новшества итальянца обнаруживаются уже в принципах закладки фундаментов. При этом новое здание имеет чуть меньшие размеры и ориентировано несколько иначе, чем собор 1472 года.

Фьораванти, как и его предшественники, опирался на образец — Успенский собор Владимира (существует предание, согласно которому архитектор, приехавший во Владимир познакомиться с прототипом, воскликнул, глядя на местный собор: «Наши строили!»).

Однако он не копировал план владимирского храма, а использовал многие приемы, не известные доселе русскому зодчеству: кованые внутристенные и проемные железные связи, облегченные своды и т. д. Присущее Фьораванти совершенное знание строительной техники, рационализм его планировочно-пространственного мышления наложили особый отпечаток на облик Успенского собора, формы которого воспроизводились в большинстве значительных церковных построек XVI — начала XVII веков.

Возведение нового кафедрального храма митрополии всея Руси было успешно завершено, и 12 августа 1479 года состоялось его освящение.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:11

Завершение строительства и торжества, связанные с его освящением 12 августа 1479 года, сопровождались порядочным скандалом. Страсти разгорелись из-за спора о том, как правильно производить сам чин освящения — совершая крестный ход по часовой стрелке вокруг храма или против нее.

С точки зрения Ивана III, митрополит Геронтий, возглавлявший тогда Русскую Церковь, нарушил правила: «Не по солнечному восходу ходил митрополит со кресты около церкви», — записал летописец о недовольстве великого князя. Интерес книжника, отметившего данный казус, понятен: размолвка произошла на самом высшем уровне, причем недовольство исходило от светской власти, которая, по идее, должна полагаться в решении канонических и обрядовых вопросов на власть духовную.

Иван III долго оставался непреклонен, споры, то затихая, то возобновляясь с новой силой, продолжались более двух лет, при этом другие московские церкви, созданные на средства великого князя, стояли неосвященными.

Русское же духовенство в массе своей заняло сторону митрополита, не приняв доводов великого князя: «А по великом князе мало их, един владыка Ростовский князь Асаф да архимандрит Чюдовский Генадей». Но только решительный шаг Геронтия, заявившего, что он готов отказаться от кафедры, и уехавшего в Симонов монастырь, заставил великого князя осенью 1481 года смириться


Саша Митрахович 04.01.2017 14:22


Несмотря на сложности с освящением храма, сразу превратился в культовый и политический центр Московской державы. Именно здесь находились перенесенные из старого Успенского собора мощи святителей, считавшихся главными заступниками княжества.

Сюда в напряженные осенние дни 1480 года, когда на реке Угре решался вопрос о том, быть или не быть независимости молодого государства, направляется Иван III к «Пречистой Госпожи Богородици и ко святым чюдотворцем, прося помощи и заступлениа православному хрестьяньству».

4 февраля 1498 года в Успенском соборе состоялось венчание на великое княжение наследника престола Дмитрия, внука Ивана III, объявленного соправителем при деде. Обряд венчания подготовили чрезвычайно пышный, за его основу приняли византийский императорский церемониал. Подобное событие произошло впервые в истории великого княжества Московского.

В качестве кафедрального храма единого Русского государства Успенский собор становился и местом рукоположения глав Церкви, сначала митрополитов, впоследствии — Патриархов. Именно здесь в 1589 году состоялась первая патриаршая хиротония в русской истории: митрополит Иов был рукоположен Константинопольским Патриархом Иеремией II, став «святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия».

Когда с середины XVI века в России начали собираться сословно представительные учреждения — земские соборы, Успенский храм был выбран местом их открытия. По предположению советского историка Л. В. Черепнина, первый земский собор 1549 года начался церковной службой именно в Успенском кафедральном соборе, а затем продолжил свою работу в царских палатах. Обычно этот первый сословный съезд называют «Собором примирения», ибо съехавшиеся на него представители сословий должны были обсудить важнейшие проблемы самых разных слоев общества, накопившиеся за время боярского правления при малолетнем Иване Грозном.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:36


Однако, согласно неумолимому закону жизни, со всякой радостью соседствует печаль. , всецело поддерживаемый и светской, и церковной властью, а также облагодетельствованный дарами знати, видел не только торжество, но переживал и беды.

Так, в 1493 году два пожара, зажженных молнией, повредили его кровлю. Возгорания неоднократно случались и впоследствии. Особенно губительными стали для храма «большие» пожары 1547 и 1682 годов. В их всепоглощающем пламени, которое не щадило даже негорючие элементы, погибло белокаменное убранство барабанов. Обгорели также мощные архивольты закомар и аркатурно-колончатый фриз над западной папертью, пострадала сама паперть.

Вообще, западная сторона собора, наряду со сводами, оказалась самой слабой частью во всем здании. По причине неравномерной осадки фундаментов она находилась в аварийном состоянии на протяжении всего XVII века. А своды храма, угрожавшие падением, были разобраны «до единого кирпича» еще в 1624 году. На следующий год мастера Д. Талер и Б. Огурцов заново сложили их по измененному рисунку, учтя образовавшиеся в верхнем ярусе деформации. Ко всему прочему, тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться в верхних своих ярусах.

Непростым было экономическое положение Успенского собора в трудный «бунташный» XVII век. В то же время считается, что к 1670-м годам храм сумел полностью оправиться от разорения предшествующего времени, главным из которых являлась Смута, разразившаяся в начале столетия. Как всегда, большую роль сыграла поддержка верхов государства.

На протяжении XVIII—XIX веков — как правило, в связи с очередными коронационными торжествами — собор неоднократно приводился в порядок и ремонтировался. Реставрационные работы затрагивали как внешний его облик (замена облицовки, чистка стен, перекладка оконных проемов), так и внутреннее убранство.

Реставрационные работы проводились в течение 1882 года. Их основной задачей являлось восстановление главного иконостаса собора, укрепление его деревянных конструкций и создание нового серебряного оклада, вывезенного французами в Отечественную войну 1812 года.

3 января 1918 года Успенский собор вместе с принадлежащими ему реликвиями и ценностями был национализирован. Правда, богослужения продолжались в нем еще несколько лет — духовный центр соседствовал с оплотом советской власти.