Зачем инженеру конструктору нужна философия. Нужна ли философия будущим инженерам? Направления современной философии

Наверное, каждый из нас время от времени любит пофилософствовать! Занятие интересное, но, по сути, бессмысленное. Тогда зачем студенту нужна философия, почему именно этот предмет вносят в учебный план на первом или втором курсе?

Несмотря на то, что философия – предмет необязательный, плохая оценка по нему может заметно испортить общую картину в зачетной книжке и даже поставить под вопрос получение стипендии по итогам очередной сессии.

Так что не стоит игнорировать эту пару, тем более, как показывает моя практика, преподаватели философии излишне строгие и порой придирчивые.

Что такое философия, как предмет в университете

Итак, сама по себе философия – это наука, которая считается больше гуманитарной, чем точной. Но опять-таки, если рассуждать, как философы, то это вопрос спорный.

В любом случае важность данного предмета в университете определяется выбранной специальностью и итоговой проверкой знаний: если это зачет, то можно немного расслабиться, а при необходимости сдавать экзамен по философии готовиться к нему требуется своевременно.

Свое время я училась в вузе на технической специальности, и в моем учебном плане философия появилась только во втором семестре первого курса и захватила еще первый семестр второго курса.

Вот что означает «отмучилась», поскольку по-другому назвать посещение этих пар просто невозможно.

Моя подруга училась на филологическом отделении, и философия у нее была примерно 4 семестра. Так она налегке пережила этот период, еще и устный экзамен сдала на «отлично».

Именно поэтому я делаю вывод, что многое зависит от преподавателя, его манеры подачи информации и заинтересованности в своем предмете.

Один мой преподаватель говорил: «Все пройдет – пройдет и это», и в плане философии я лично в этом убедилась.

Но после завершения вуза все же решила разобраться, в чем суть этой загадочной науки, и для чего она в принципе необходима современному человеку? Попробуем выяснить вместе.

Особенная наука философия

Сегодня в мире, где царит интернет и новые технологии, актуальность философии постепенно отошла на задний план.

Всю необходимую информацию человек черпает из всемирной паутины, а о своих рассуждениях, пользе мыслительного процесса и рождении истины в споре и вовсе позабыл.

Гораздо легче ввести в поисковую систему нужную фразу, чем думать о вечном, ценном и глобальном, как это в свое время делали великие мыслители.

Чтобы не воспринимать интернет так масштабно и не делать его основой своего существования, каждый человек время от времени должен возвращаться к философии.

Но что дает эта поистине значимая наука?

1. Позволяет не только осмыслить все происходящее вокруг, но и трезво, объективно оценить жизненную ситуацию , свою роль в ней и перспективы на будущее;

2. Философия позволяет понять своих предков , то есть максимально разобрать все вопросы, актуальные темы и вечные размышления о великом давно ушедших веков.

Этот путь приведет к пониманию, а человек сможет почувствовать себя всесторонне развитым;

открывает глаза , то есть позволяет человеку распознавать добро и зло, иметь свое непредвзятое мнение, а значит – целостность характера и нерушимость духа.

Соответственно, мы приходим к выводу, что философия – это углубленное понимание себя и окружающего мира, а также возможность общества учиться на ошибках предков, стать лучше и добиться больших успехов.

Направления современной философии

Как ни странно, но в современном мире философия движется наравне с научно-техническим прогрессом, поэтому является очень ценной составляющей современного общества.

Она имеет ряд направлений, каждое из которых способствует саморазвитию, продвижению и успеху в конечном итоге.
Ниже подробно описаны распространенные и востребованные направления этой вечной науки:

1. Рефлексия стоит у истоков, а помогает определить не только методы существования цивилизации, но и порядок жизнедеятельности.

2. Воспитание позволяет проникнуться в духовные ценности, самоопределиться, выбрать по жизни цели и расставить приоритеты, а также расширить свой кругозор и понять принципы построения современного общества.

3. Познание разрешает человеку, используя колоссальный опыт своих предков, обрести подлинные сведения о создании и развитии мира, цивилизации, а также позволяет изучить ряд познавательных задач.

4. Онтология – воплощение основополагающих учений бытия в современной интерпретации, поиск конструктивных технологий.

5. Интеграция позволяет находить единомышленников, демонстрирует многообразие общественной жизни и человеческих взглядов на, казалось бы, обыденные вещи.

6. Аксиология позволяет человеку экспериментальным путем, методом «проб и ошибок» выбрать свою жизненную позицию, сформировать взгляды на современное общество и его злободневные проблемы.

7. Прогностика определяет место человека в современном обществе, а также изучает формирование социума на исторической платформе.

8. Социология – это наука опросов, то есть она определяет целесообразность философии, а также видение людей общества, глобальных проблем и путей их решения.

9. Гуманизм – это то направление философии, которое в дополнительном представлении не нуждается, а людей – гуманистов осталось так мало в обществе, причем их количество стремительно уменьшается, как «редкий, исчезающий вид».

Теперь можно сделать вывод, что современный индивидуум просто не сможет сформироваться, как личность, выбрать свой жизненный путь и организовать свой внутренний мир.

Получается, философия – это та непознанная сторона человеческой души, которая хоть и скрыта где-то глубоко, зато принимает самое непосредственное участие в его мирском существовании.

Если не достичь этой гармонии, то даже самые большие успехи на работе или гармония в личной жизни не позволят стать абсолютно счастливым человеком; а чувство сдержанности и нереализованности будет возвращаться вновь и вновь.

А все начинается с философии дома, с друзьями и в университете, так что не стоит игнорировать столь важный предмет!

Нужна ли философия реально в университете?

Вот на этот вопрос стараются ответить себе многие студенты. Сколько не спроси знакомых, все кривятся при упоминании об этом предмете.

Наверное, в высшем заведении есть два самых сложных предмета, и один из них – философия (а второй сопромат).

Даже если вы – будущий инженер, обойти эту пару и итогового зачета все равно не удастся. Если вы – гуманитарий, то жить вам с философией несколько лет.

Доктор философских наук В.А Конев уверен: «Философия способна сделать этот мир гораздо лучше, чем он есть; главное – мыслить шире и не зацикливаться на обыденности» .

Но даже эта фраза не всем понятна, поскольку больно мудрено написана.

Вот в этом и заключается основная проблема философии – слишком заумная эта наука, а преподаватели, как правило, требуют точность фактов, воспроизведение разных учений близко к тексту или даже наизусть, а также полную осознанность происходящего.

Все это непросто, но, если задаться целью, постичь эту науку проще простого.

История философии

Не все знают, но основателем философии считается тот самый Пифагор , а в переводе данная наука означает «любовь к мудрости».

Особенно стремительно развивалась она в Древнем Китае и в Древней Индии, а каждый интеллигентный человек считал своим долгом выучить и осознать несколько философских учений, мыслей и изречений.

Несмотря на свою сложную структуру, философия не просто преодолевала века, но и совершенствовалась в своей структуре, а все больше и больше мыслителей выходило на мировую арену.

Сегодня их имена считаются легендарными, а знает их каждый нерадивый студент. Это Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Оболенский, Огарев и другие.

В современном мире не каждый абитуриент выбирает углубленное изучение философии, а дипломированных философов становится все меньше и меньше.

Однако есть мнение, что философом может стать каждый человек, и для этого вовсе не нужно заключать себя в бочку, как известный мыслитель Диоген. Необходимо просто взглянуть на мир другими глазами и задуматься, а почему все происходит именно так?

Философия в современном мире

Сегодня нет такой специальности и должности, которая бы не была связана с философией. Если человек живет в социуме, то, так или иначе, ему приходится адаптироваться, а в этом, по сути, и заключается философия.

Адвокату эта наука помогает найти выход из ситуации и оправдать своего подзащитного, экономисту отыскать точки соприкосновения с людьми по работе, инженеру – предположить новое открытие, учителю и воспитателю – найти контакт с детьми и учениками, а студенту – привыкнуть к взрослой жизни и, наконец-то, отбросить вредный юношеский максимализм.

По жизни, философия – это путеводитель, ведь только грамотный человек сможет справляться со всеми трудностями и черпать из них полезные для будущего уроки.

Настоящий философ дважды не наступит на те же грабли, вот поэтому данный предмет и введен в учебный план.

Школьнику постигать такие сложные тонкости жизни еще рановато, а вот для студента некоторые учения могут стать пророческими, и окончательно сформировать его дальнейший жизненный путь.

Вывод : Так может хватит в университете всячески игнорировать этот предмет, считая его ненужным по жизни? Может именно тебе философия поможет определиться в жизни и окончательно сформироваться, как личность?

«Прежде чем от чего-либо отказаться, в этом необходимо разобраться и доказать себе, что это не твое». Кстати, это еще одна мудрость с моих студенческих пар философии. Надо же, запомнилась!

C уважением, команда сайта сайт

P.S. На десерт — видео о том, что такое философия.

Как разрешить известный спор между физиками и лириками? И зачем техническим специалистам гуманитарные науки? Ответы на эти вопросы предлагают ученые, которые соберутся в Петербургском государственном университете путей сообщения на первую конференцию «Карминские чтения».

C 15 по 17 ноября 2011 года кафедра прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения проводит Всероссийскую научную конференцию «Карминские чтения – 2011: Актуальные проблемы философии, культурологи, психологии и конфликтологии», посвященную 80-летию А.С. Кармина».

Встреча психологов, конфликтологов, культурологов, философов из ведущих петербургских вузов названа в честь исследователя проблем философии науки Анатолия Кармина. Главная тема докладов и диспутов: как сегодня нужно воспитывать будущую интеллектуальную элиту страны.

«Российские инженеры всегда были хорошо образованы. Наши специалисты отличаются широким кругозором, владеют знаниями в разных сферах, и это дает простор для творчества, для появления новых прорывных решений, для самореализации личности. К примеру, наши выпускники вписали себя в историю не только как сильные технические специалисты, но и как музыканты, режиссеры, художники и даже спортсмены», - отмечает Валерий Ковалёв, ректор Университета путей сообщения.

Профессор Петербургского университета путей сообщения Анатолий Кармин своим примером показал необходимость сочетания гуманитарного и технического в образовании. Заинтересовавшись, казалось бы, абстрактной философской проблемой бесконечности, философ Анатолий Кармин получил второе высшее образование – физическое. Опираясь на математические законы, он провел исследование, которое стало классикой современной философии. Именно на стыке наук рождаются новые идеи, которые со временем меняют мир. Этот постулат всей своей жизнью, работами учеников доказывал Анатолий Кармин. Роль его в развитии российского инженерного образования, отечественной науки настолько велика, что уже через год после ухода ученого из жизни его именем назвали представительную встречу преподавателей технических вузов.

Одна из любимых проблем Кармина, над которой он работал, - интуиция в науке и творчестве. Как ученые, изобретатели, поэты и художники находят именно те решения и формы, которые оказываются единственно верными в многообразии вариантов? Без интуиции Ломоносов бы не смог заложить основы современной физики, Менделеев бы не открыл свою таблицу, а Пушкин не смог бы найти рифмы, которые стали классикой литературы. И сегодня Петербургский университет сообщения дает пример сосуществования «физического» и «лирического» начала в образовании. Здесь преподаватели могут объяснить математику с помощью музыки, «проверив алгеброй гармонию». Мозаикой с особым составом, разработанным специалистами кафедры инженерной химии, украсили часовню университета. А выпускники кафедры начертательной геометрии могут создать не только чертеж моста или дороги, но и, например, талантливые портреты однокурсников.

Как сохранить, а главное, преумножить достижения отечественного инженерного образования, сочетающего в себе технические науки и гуманитарные дисциплины, будут обсуждать преподаватели ведущих университетов Санкт-Петербурга, России и ближайшего зарубежья. Конференция «Карминские чтения – 2011» проходит при поддержке Комитета по науке и высшей школе. Участники смогут не только обменяться мнениями, но и виртуально поприсутствуют на лекциях Анатолия Кармина: специально для конференции подготовлен уникальный видеоархив.

Конференция проходит в Петербургском государственном университете путей сообщения: наб. реки Фонтанки, д. 115, аудитория 9-115 (Дворец Юсуповых на Фонтанке). Начало в 10.00.

62.Нуруллин, ли философия будущим инженерам / // Учебник философии: Материалы 1-й, 2-й и 3-й Всероссийской научно-методических конференций (Казань, 2006, 2007 и 2008 гг.) – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. – 372 с. С.262–266. – 0,2 п. л.

Казань, КГТУ,

Нужна ли философия будущим инженерам?

Для того чтобы подойти к разговору об учебнике по философии для студентов нефилософских специальностей необходимо определиться с ме­стом гуманитарных дисциплин в сфере технического образования. Форми­рование образованного человека распадается на три составляющие – воспи­тание, обучение, образование. Последнее есть синтетический результат обра­зования общественно полезной личности.

Личность есть степень социализации индивидуальных качеств чело­века. Индивид в обществе стремится реализовать все свои потребности (же­лания), а общество как система, в свою очередь, препятствует реализации одних человеческих желаний и создает возможности для осуществления дру­гих, которые актуальны системе. Общество всегда давит на индивида, в свою очередь индивид, преодолевая это давление, со временем реализуется в лич­ность. Диктат структур общества на человека не носит явный характер. Вос­приятие этого диктата как системного давления зависит от индивидуальных особенностей самого человека. Личность проявляет себя как желание чело­века сделать свои индивидуальные особенности (преимущества) общезначи­мыми, и выступает, как стремление человека влиять на подсистемы обще­ства, а в пределе, и на все человечество в целом. От степени этого влияния зависит уровень личности.

Таким образом, человек, с одной стороны, как бы противостоит обще­ству, так как старается жить по неким им самим установленным правилам – принципам (осуществляя принцип свободы), а с другой стороны - живет среди других людей и вынужден для своего сохранения придерживаться тра­диционных правил непротиворечивого общежития (осуществляя принцип природы). Если общественная система носит жестко детерминированный ха­рактер, то такому обществу, человека который определял бы самого себя сам, по большому счету, не требуется и со стороны структур организации обще­ства, например, государством будет рассматриваться как угроза установлен­ному идеологией порядку. Отличительной чертой демократического обще­ства является то, что в определенных границах оно как бы заинтересовано в оригинальных индивидуальностях. Индивидуальность по определению не­стандартна, и ее можно рассматривать как проявление возмущения на фоне общей динамики изменения общественного процесса. Вариабельность на уровне индивидуального разнообразия повышает живучесть общества, так как благодаря этому возникают новые возможности, которые могут оказаться полезными системе.

Хотя личность противостоит в некотором плане обществу, но вызре­вает только в социуме, и здесь огромная роль принадлежит системе образо­вания. Образование, как уже упоминалось ранее, имеет свою внутреннюю структуру. Обучение – это всегда некоторый стандарт и выступает как обу­чение определенным правилам, которые прошли проверку временем. В чис­том виде - результат обучения всегда человек–элемент (винтик) системы.

Современное информационное общество отличается высокой дина­мичностью. Скорость изменений самих общественных процессов сегодня приближается к динамике изменений самого человека. В таком обществе не­которые вещи устаревают уже в процессе самого обучения. Спрашивается, как быть индивиду в таких условиях, чему и как его обучать?

Ясно, обучение в традиционном отношении постепенно будет утрачи­вать свое былое значение. Сегодня уже видно, что человека необходимо обу­чать самому обучению. Будущее за самообучающимися людьми, что воз­можно лишь на основе гуманитарной компоненты образовательного про­цесса. В этом процессе большое значение принадлежит философским дисци­плинам.

Философия как учебная дисциплина есть инструмент, позволяющий человеку выработать на субъективном уровне бытия целостное отношение к окружающему миру, и предполагает понимание своего места в этом мире. Другими словами, через философскую культуру индивид становится челове­ком с мировоззрением (с целостным отношением к миру и к себе). Культура в некотором приближении сродни социальной памяти и потому выступает ценностным инвариантом в истории. Отсюда, культуру можно трактовать как произведенные обществом материальные и духовные ценности, которые не зависят от времени. Человек с мировоззрением в некотором плане становится хозяином собственной судьбы, так как он осознает себя не просто послуш­ным элементом системы-общества, а имеет некоторые представления о цело­стности и законах ее развития. Знания такого человека становятся систем­ными, и он оказывается способным свои профессиональные знания и навыки рассматривать через призму общественных отношений.

Нам необходимо общество раб-отников (трудящихся по необходимо­сти, т. е. страдая) превратить в общество организаторов, свободно работаю­щих в свое удовольствие. Нам в эпоху демографического кризиса ничего другого не остается, как стать хозяевами (собственниками и управленцами) собственной страны, а неквалифицированный труд постепенно отдавать на откуп представителям стран, в которых демографический взрыв . Как бы это не звучало великодержавно тенденции сегодняшнего общественного разви­тия в странах Европы и в нашей стране именно такие. В этих условиях роль гуманитарного образования возрастает и становится необходимой для даль­нейшего развития. Каким должен быть учебник философии при таких тен­денциях?

С помощью учебника по философии нельзя образовать философа. Фи­лософа формируют первоисточники. В технических вузах философия должна выступать средством, позволяющим нашим студентам в дальнейшем стать личностями. По моему убеждению, новый учебник философии должен пре­вратиться в руководство по технологии философского мышления. Обуслов­лено это следующими причинами.

Философия как средство, на мой взгляд, смогла бы помочь сегодняш­нему студенту в дальнейшем взглянуть на себя как бы со стороны, и тем са­мым, по мере своего таланта и умственных способностей, выработать в себе надиндивидуальные качества. Как правило, молодой человек в начале своего осознанного пути в жизни, мыслит линейно, т. е. на уровне первой производ­ной к изменениям общественного развития. Такое видение мира отличается близорукостью , и быстро приводит к ошибкам, что требует постоянной кор­рекции. Ограниченность человека лишь рассудочным отношением к жизни, по сути, лишает его мудрости, и как следствие, противостоит культуре. Че­ловек ограниченный своим рассудком оказывается способным лишь опыту на индивидуальном уровне и не способным приобщиться к опыту человече­ства. Такой человек (с массовым сознанием быть как все) активно не прини­мает культуру как ценности вне времени, и рассматривает эти ценности как нечто изжившее и лишнее. Связано это с тем, что современный человек и в особенности студент находится под информационным прессом, который уг­нетает его. Организм человека, находящийся в состоянии психологического дискомфорта, бессознательно или сознательно стремится защититься от этого информационного давления путем самообмана, самооправдания. Дру­гими словами, студент начинает самоограничивать себя только самым, как ему самому представляется, необходимым. Это необходимое, как правило, лежит в области получения им лишь узкопрофессионального знания.

Самоутверждение человека, посредством продажи своего умения об­ращаться с вещами (инструментами) и профессиональной логикой (техноло­гиями), преобладает только на начальном этапе его общественно-полезной деятельности. Человек с высшим образованием – это потенциальный руково­дитель-организатор, и отношения людей лишь отчасти подобны отношениям вещей. Общественная система рано или поздно начнет некоторых спецов выжимать из сферы отношений вещей на более высокий уровень, а именно, на уровень отношений по вертикали структуры подсистем общества, т. е. управления людьми. Вот тогда-то и потребуется философское мышление.

Большинство студентов технических вузов к сожалению убеждено, что философия в жизни никогда им не пригодится, и занятия по этому предмету лишь пустая трата времени. Для доказательства обратного будущим инжене­рам можно задать вопрос, а нужна ли им математика в отличие от филосо­фии? На что они уверенно ответят, что да, математика им необходима. Как это не странно, математика в том виде в каком преподают им, конечно же, в жизни никогда не пригодится. В реальной жизни не встречаются такие кра­сивые интегралы. Вычисление интегралов на компьютере имеет свои техно­логические методы, и там все интегралы берутся. В образовательном про­цессе важно то, что математика здесь выступает лишь средством, позволяю­щим молодому человеку развить свой рассудок. Философия как математика также выступает средством, но в отличие от математики позволяет приоб­щиться к разуму, как умению мыслить в подвижных образах противоречивых отношений.

Философия как технология мышления позволила бы научить человека мышлению на уровне противоречий, что способствовало бы повышению его интеллекта. Интеллект – это правильное прогнозирование будущего на ос­нове прошлого и настоящего опыта. Поэтому интеллект – это, прежде всего, показатель разума человека. Разум, в свою очередь, есть способность мыс­лить в противоречиях. Разум человеку можно приобрести лишь собствен­ными усилиями (как утверждал Сократ) и потому появляется только у неко­торых людей, и то, как правило, после тридцати лет. Основная масса людей-винтиков вполне обходится рассудком (линейным, логически непротиворе­чивым мышлением). Студент, таким образом, которому около двадцати, по определению, оказывается как бы вне восприятия философских систем. В этих условиях можно научить человека лишь технологии философского мышления, т. е. истолкованию набора философских категорий. В учебнике по философии для нефилософских специальностей необходимо сделать акцент на язык самого философствования.

Таким образом, философия должна уступить место философологии. В условиях, когда на философию, в некоторых технических вузах, отведен лишь один семестр, ни о каком философском базисе будущих специалистов говорить не приходиться и самое большое студентов можно научить фило­софствовать, т. е. научить языку философии.