Белобог бог света, добра и справедливости в славянской культуре. Урок изо "символы добра и зла" Символы добра и зла

Мой добрый знакомый из Флоренции, Марко, собирался жениться на очаровательной украинке Ане. Они знакомы уже давно и фактически живут в гражданском браке. Свадьба должна была состояться еще в прошлом году. Но, очевидно, високосный год, которого многие справедливо опасаются, дал о себе знать.

Теперь торжество намечено на июнь этого года, а я молю Христа, чтобы он даровал благодать и возможность соединиться двум любящим сердцам в лоне святой Церкви.

Загадочная болезнь

Но что же произошло в 2012 году? Почему свадьбу перенесли? Дело в том, что у Марко месяца за два до торжества появились странные раны на руках и ногах. Иногда из них сочилась кровь. Но особенно необычным было то, что открытые раны не беспокоили Марко и боли он не испытывал.

Врачи осматривали Марко и разводили руками. Диагноз поставить не мог никто. Наконец, один из старых врачей во время консилиума произнес слово «стигматы». И тут все как будто встало на свои места, но по большому счету ничего не прояснилось. Ибо до сих пор ни наука, ни религия не могут дать простой и ясный ответ: какова причина появления стигматов - кровоточащих ран, открывающихся именно на тех участках тела, где были раны у распятого Иисуса Христа: кисти, ступни, голова, подреберье-

КРЕСТные страдания

Вспомним: руки и ноги Иисуса Христа были пробиты гвоздями, когда Его прибивали к кресту. Надетый на голову Спасителя терновый венец царапал лоб. Один из римских легионеров проткнул Ему копьем грудь, и в этом месте осталась глубокая рана.

Стигматы могут иметь вид кровавых ран («стигматос» в переводе с греческого - «знаки», «раны», «язвы») на ладонях, словно в них забивали гвозди... Иногда такие же раны появляются на ступнях. Некоторые носители стигматов имеют раны на лбу, напоминающие уколы и царапины от тернового венца, другие -кровавые полосы на спине, как следы бичевания.

Я читал о стигматах, помогая Марко выстоять и понять: это благословение или проклятие? Аня постоянно была рядом с ним... Интересно, что местный священник настороженно отнесся к чуду, произошедшему с Марко. Падре обещал написать в Рим и собрать комиссию. Но, очевидно, священники не спешили к жениху. А в последнее время стигматы у Марко уменьшились, но не исчезли совсем. Мы надеемся, что, как говорят русские, у Марко до свадьбы все заживет...

История стигматизма

Тем не менее я начал собирать сведения о столь необычном явлении. Оказывается, вот уже в течение восьмисот лет на телах некоторых христиан (преимущественно католиков), да и других людей появляются стигматы, знаки страданий Христовых.

Но возникает вопрос: а кто же был первым из стигматиков? Очевидно, сам апостол Павел. В Послании к Галатам апостол говорит: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Это можно понимать и буквально, и в переносном смысле. Но вот у выдающегося мыслителя Франциска Ассизского стигматы точно были.

Искренне уверовавший в Христа, он в 1224 году основал францисканский монашеский орден. А вскоре после этого в день Воздвижения Креста во время молитвы на горе Верна его посетило видение. Именно тогда в местах ран Христовых тело Франциска начало кровоточить. И продолжалось это последние два года его жизни.

Дальше - больше. Оказывается, стигматы были описаны у сотен людей. После тщательных проверок врачами и священниками были отметены редкие симулянты, жулики. У подавляющего же большинства людей - верующих и неверующих - действительно появлялись стигматы.

В 1918 году двадцатилетняя Тереза Нойманн из городка Коннерсройт в Баварии пострадала на пожаре и оказалась прикованной к постели. В 1925-м у нее начались видения, а в следующем году ее ладони, ступни и лоб начали кровоточить каждую пятницу. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами. Умерла Тереза в 1962 году. И стигматы у нее появлялись регулярно.

У десятилетней Клоретты Ро-бертсон из Окленда (Калифорния) стигматы появились в 1972 году после просмотра фильма о Христе. Поскольку Клоретта была девочкой нерелигиозной, ее история подтвердила то, что появление стигматов возможно и у неверующих людей.

Это доказали и события, произошедшие в 1932 году с американкой Элизабет, пациенткой психиатрической лечебницы, за которой наблюдал доктор Альберт Лечлер. После просмотра изображений распятия Христа она почувствовала легкое покалывание в ладонях и на ступнях. Вскоре на этих местах появились раны.

Интересно, что английский доктор Эрик Дингуолл достаточно долго собирал сведения о случаях появления стигматов. Например, он тщательно изучил историю Марии Магдалены де Пацци, впоследствии объявленной святой, стигматы у которой появились в 1585 году после того, как она всем сердцем приняла веру. Дингуолл утверждал, что в ее случае это просто нанесение увечий самой себе из-за фанатизма и мазохистских наклонностей.

Однако его предположения опровергает множество других случаев. Например, в 1918 году начали кровоточить стигматы итальянского священника, падре Пио. Кровь у него сочилась постоянно, и закончилось это лишь со смертью священника в 1968 году.

Избранники Божьи

Тысячи людей веруют, что стигматы -дар Божий. Но есть и другое мнение: одна из теософских школ считает, что стигматы - знак сатаны. И все-таки среди верующих к стигматикам относятся как к избранникам Божьим. Известны многочисленные рассказы о способностях избранных стигматиков к левитации. Говорят, что от ран некоторых исходит чудесный аромат...

В Католической церкви есть течение, сторонники которого считают необходимым провозглашение святым упомянутого отца Пио. С ним связано немало сверхъестественных случаев. Очевидцы рассказывают о способностях падре к мгновенному перемещению за тысячи километров из одной точки планеты в другую. Случаи чудесных исцелений, которые творил отец Пио, по мнению его приверженцев, позволяют считать священника избранником Божьим.

Не обошлось без пришельцев

Ватикан обычно очень осторожно относится к случаям появления стигматов. Теологи, священники ждут, чтобы прошло время - иногда до ста лет - со дня смерти стигматика, чтобы Церковь могла провозгласить его блаженным или даже святым. Священники и медики тщательно изучают каждый случай появления стигматов, взвешивая все за и против.

Католическая церковь признает, что стигматы могут иметь чудесную, необъяснимую природу. Однако в большинстве случаев, по мнению отцов Церкви, причину появления стигматов нужно искать в области психиатрии. Ведь многие стигматики имеют явные признаки истерии, у них отмечались различные психические странности, склонность к самоистязанию, низкая самооценка и ненависть к самим себе.

Интересную группу стигматиков, как с удивлением узнал автор статьи, составляют те из них, кто объясняет происхождение своих ран контактами с инопланетянами. Один из наиболее известных стигматиков - итальянец Джорджио Бонджованни - рассказывает странные истории, представляющие собой эдакую смесь католицизма с уфологией, и объясняет происхождение своих стигматов влиянием пришельцев.

Верить в чудо

Конечно, можно заявить, что люди с «больной головой» сами наносят себе раны, но проблема в том, что большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны. Это затрудняет работу исследователей. Существуют многочисленные доказательства того, что стигматы, как их ни лечи, вновь и вновь появляются на теле человека в одних и тех же местах.

Несколько экспериментов, проведенных итальянским доктором Марко Марнелли с известной носительницей стигматов Ло Бьянко, показали, что залеченные раны способны многократно появляться на ее руках вновь.

Причем каждый раз, когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест.

Упомянутый отец Пио в трансе видел самого себя на кресте. Американка Этель Чапмен обрела стигматы на ладонях, будучи в больнице, где в бессознательном состоянии увидела сцену собственного распятия.
Состояние транса, в которое иногда впадают стигматики, позволяет некоторым исследователям предполагать, что стигматы (если речь не идет о намеренном травмировании самого себя) объясняются самовнушением. Вот только как это происходит?

Пока что и научные, и церковные эксперты считают, что однозначно объяснить феномен стигматизма нельзя. Многие стигматы имеют «обычное» происхождение, но большинство случаев не поддаются объяснению. Это очень сложный феномен, и, возможно, со временем мы поймем природу стигматизма. А пока нам остается верить в чудо.

Алессандро ЛАНЦИ, Швейцария

Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства Коровина Елена Анатольевна

Символика добра или зла

Символика добра или зла

Вернулись масонские знаки на доллар только в начале 1930-х годов. Для страны это было тяжелейшее время - время Великой депрессии. Власти решили призвать на помощь даже оккультные символы. Выходит, до того можно было и пренебречь масонской символикой, но в трудные времена все пошло в копилку борьбы за существование. И ведь выбралась страна из депрессии! Мало того что ожила - семимильными шагами понеслась к новому расцвету. Ну а масонские символы остались на главной купюре - один доллар - на века. И время от времени вокруг доллара начинается очередной мистический бум: одни видят в нем масонский заговор, другие и вовсе заговор Сатаны.

1 доллар

Попробуем разобраться. У Большой печати два круга (не забудем, круг - охранительный знак): в одном - пирамида, в другом - орлан. Между тем эти изображения использовались не только в масонстве. Еще в Древнем мире орел олицетворял победную силу и изображался с оливковой ветвью славы, непробиваемым щитом и пучком стрел, разящих врага. Да и пирамиды - не масонское изобретение. Хотя их изображения часто использовались масонами. В пирамидах они видели самый гармоничный результат переустройства мира по замыслу Великого Архитектора, коим они считали, между прочим, Творца. Орел же использовался для обозначения великих масонских лож - были ложи Белого и Черного орлов. Однако, если вдуматься, пирамида и орел существовали в символике, а потом и в геральдике изначально - с тех пор, как человек додумался до знаковых изображений.

Итак, вернемся к изображению орла на правой стороне доллара. Туловище его прикрыто непробиваемым щитом, но над головой - чисто американский узор из звезд, олицетворяющих союз штатов, входящих в государство. В клюве долларовый орлан держит ленточку с латинской надписью «Е Pluribus Unum», что может трактоваться как «Единство в многообразии», но может и как «Один из множества». Что это: скромность или гордость? Скорее второе - гордость того, кто станет верховодить, имея на руках доллары, будь это отдельные богачи или целая нация (конечно же американская), которой купюры дают такое право. Что ж, американцы от скромности не страдают. В центре купюры красуется еще одно изречение - теперь уже на чистом английском, дабы поняли все соотечественники: «In God we trust», которое обычно переводится как «На Бога уповаем», но на самом деле значит: «В Боге мы правы». Вот оно - самомнение по-американски!

Взглянем на левую сторону доллара. Там в кругу печати возвышается пирамида (символ мощи и величия человечества), но она усечена, словно еще не достроена. Это явное указание на то, что «вольные каменщики» еще только строят новый мир. Недаром под ней надпись: «Novus Ordo Sek-Іогшп», то есть «Новый порядок поколения», или проще - «Новый мировой порядок». Опять же - мировой размах без ложной скромности. За постройкой этого нового порядка наблюдает Всевидящее око Великого Архитектора Вселенной, над которым тоже латинское изречение: «Annuit Соер-tis», трактующееся обычно как «Он (Бог) благословляет наши деяния». Казалось бы, чистейший масонский символ, однако историки знают, что Всевидящее око встречалось еще во времена, когда масонов и в помине не было. Око - символ древнеегипетского бога Ра, который в иероглифах означал само создание жизни, власть и всепроникновение творца в жизнь человеческую. То есть символы на долларе уходят в глубь веков, а значит, и несут мощь посильнее масонской. Да и все цитаты на долларах взяты не из оккультных книг, а из «Энеиды» Вергилия и относятся скорее к прославлению власти и мощи государства - наступлению американской эры. Ну а это, как вы понимаете, куда важнее любых масонских достижений.

Впрочем, и чисто масонские символы на долларе есть - на лицевой стороне - справа на печати Казначейства США. Опять же в кругу красуются весы, угольник и ключ, что прочитывается как взвешенное и выверенное богатство (ведь речь о финансах) дает ключ от мира. Не потому ли американцы любят называть себя главными людьми мира? Что ж, США недаром считают мировой державой. Вот только отношение к этой державе меняется на негативное. А чему удивляться? Как за ключ ни держись, а весы все взвешивают и оценивают. Ну а треугольник в зависимости от оценки то устанавливается, а то вдруг - раз - и заваливается на угол. На то он и треугольник - самая неустойчивая фигура, особенно если ее чуть-чуть подтолкнуть…

К тому же не стоит забывать, что есть в долларе и еще одна метка, заставляющая думать: кому же все-таки он служит? Ширина купюры любого достоинства всегда равна 6,66 см. А ведь это число антихриста…

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Символика царства растений Красота растений есть общее достояние мира, то есть она всегда макрокосмична, а не микрокосмична. В. Шмаков Символ царства растений – дерево. Его ветви, олицетворяющие разнообразие, отходят от общего ствола, что является символом единства.

Из книги 100 Великих Феноменов автора Непомнящий Николай Николаевич

Символика царства животных Животное царство в своих разных породах воплощает в себе разные импульсы человеческой психики. Н. П. Рудникова В человеческом сознании животные (звери, птицы, рыбы, насекомые и др.) выступают как символы, на основе которых составляются

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Змея: общая символика Питон (Греция)Змея – универсальный и наиболее сложный из всех символов, воплощенных в животных, а также самый распространенный и, возможно, самый древний из них. Змея означает смерть и уничтожение, но также жизнь и воскресение. Это и солнечное

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе автора Кучинский Александр Владимирович

Кришнамурти: в окружении добра и любви Джидду Кришнамурти (Алкион) - один из наиболее выдающихся философов и духовных учителей нашего времени, человек, отказавшийся от роли мессии из любви к истине, которую он назвал «страной без дорог». «Я ничему не учу вас, я только

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

В надежде славы и добра Из стихотворения «Стансы» (1828) А. С. Пушкина (1799-1837): В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни... Шутливо-иронически о своих наилучших, может быть, несколько наивных ожиданиях и

Из книги Протокол и этикет дипломатического и делового общения автора Кузьмин Эдуард Леонидович

Вкушать от древа познания добра и зла Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 3, ст. 1-24) рассказывается о том, что в раю произрастало дерево познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве под страхом смертельного наказания. Но змий-искуситель заставил Еву

Из книги Энциклопедия татуировок автора Филатова С. В.

Древо познания добра и зла Из Библии. В Ветхом Завете говорится, что, когда Адам и Ева пребывали в раю, им было запрещено есть плоды с «древа познания добра и зла». В Первой книге Моисея (Бытие, гл. 2, ст. 16-17) сказано: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

По ту сторону добра и зла С немецкого: Jenseits von Gut und Bosen.Название книги (1886) немецкого философа Фридриха Ницше (1844- 1900).В данной книге философ описывает свой идеал нового человека: это сильная личность, стремящаяся к власти и достойная ее. Поскольку такой человек принадлежит

Из книги Серийные преступления [Серийные убийцы и маньяки] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Нательная символика Авторитетов По наколкам блатари делили мир на воров и фраеров. В нательной символике закладывались криминальное прошлое, число судимостей, отбытый или назначенный по судебным приговорам срок, воровская масть, отношение к административным огранам,

Из книги автора

Храм, его возникновение и символика Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие

Из книги автора

Символика богослужебных цветов Облачения Престола, жертвенника, богослужебные одеяния духовенства и даже аналойники могут быть того или иного цвета, в зависимости от празднуемого Святой Православной Церковью дня памяти святого или священного события. Разработанных

Из книги автора

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА Государственный флаг УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО Государственном флаге Российской ФедерацииВ целях упорядочения использования Государственного флага Российской Федерации и совершенствования протокольной практики п о с т а н о в

Из книги автора

Символика изображений Мы уже много говорили об информативном характере татуировок. По ним можно было наиболее полно представить жизнь человека и его биографию. С помощью тату мы могли узнать о воинских доблестях человека и его семейном положении, о его положении в

Из книги автора

1. Проблема «добра и зла» Теперь мы на время расстанемся с капитализмом. Нам предстоит еще вернуться к нему, чтобы выяснить его окончательную судьбу. Но прежде мы должны исследовать, что понимается под словом «социализм» и насколько основательна критика, которой

Из книги автора

Урок добра с… изнасилованием В известном в Германии «казенном доме» Целле-2, что в Земле Нижняя Саксония, тюремный социолог Кристен С. проводила обычный «час терапии», внушая заключенным представления о добре или, по крайней мере, о пристойном поведении. Трудно судить об

Цели:

– дать представление о символах добра и зла через волшебную сказку и научить отображать эти символы на листе бумаги;

– научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;

– совершенствовать умение работать кистью и красками;

– развивать фантазию, наблюдательность и воображение у учащихся;

– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Оборудование для учителя: плакаты: со словами эпиграфа, с изображением моря, с изображением символов добра, с изображением символов зла, с сочетанием цветов; изображения сказочных героев: царя “рис. 1” и пирата “рис. 2”; бумажные заготовки кораблей; текст сказки; музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский “Времена года”, “Щелкунчик”, музыка И.О. Дунаевского из кинофильма “Дети капитана Гранта”, запись шума моря и криков чаек.

Оборудование для учащихся: краски, кисти, карандаши, баночки с водой, клеенка.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. (Звучит музыкальный отрывок из ”Щелкунчика” П.И. Чайковского. Учитель продолжает говорить на фоне музыки ).

Ребята, я слышу музыку! А вы ее слышите?

Какая она? (Ответы детей )

Действительно, эта музыка волшебная, сказочная. Куда она зовет? (Ответы детей )

В сказочную страну, где живут добро и зло. И сегодня на уроке мы попробуем изобразить добро и зло с помощью символов. А поможет нам в этом сказка.

Вы любите сказки?

Тогда я с удовольствием поведаю вам волшебную сказку. А вы сядьте поудобнее и будьте внимательны. Ведь всё, что услышите, вам пригодится в работе.

Сказка начинается…

Всю сказку учитель рассказывает на фоне музыки. В начале звучит волшебная музыка.

В одном царстве-государстве правил мудрый царь. И был он большим любителем морских путешествий. Величественно и важно бороздил царский флот воды бескрайнего моря. Гребцы и матросы славились своим мужеством и отвагой. Тысячи жителей ранним утром провожали смелых путешественников, и встречали их, когда багровый закат разливался над городом.

Под шум моря и крики чаек сказка продолжается.

Однажды возвращался царский флот из дальнего плавания. Скрипели мачты, туго натягивались канаты; ветер раздувал разноцветные паруса кораблей. Стоя на корме, царь любовался синевой бескрайнего моря. Неожиданно на горизонте показался корабль. Он быстро приближался к царскому флоту. Сколько ни вглядывался царь в раздувающиеся от ветра паруса, сколько ни пытался разглядеть флаг на верхушке деревянной мачты, никак не мог понять, кто плывет им навстречу. Только чувствовал он - встреча эта не сулит им ничего хорошего.

Напали на царский флот пираты. С шумом и криками налетели они на большой корабль, окружили гребцов, схватили царя. Неоткуда было ждать спасения. Доставили пленников на пиратский остров.

Звучит музыкальный отрывок из цикла “Времена года” П.И. Чайковского.

Напрасно жители царства государства ждали своего царя, напрасно вглядывались в горизонт бескрайнего моря. Алое солнце скрылось, ночь опустилась на город, окутав его своим звездным покрывалом. Царский флот не вернулся. Поняли жители, что приключилась беда. Поняли, что его захватили пираты. Опечалились жители города: царь был добрый и справедливый...

Стал подрастать царский сын. Печальную историю поведала ему мать. И дал он клятву освободить своего отца. Со всех концов царства-государства съехались самые сильные и смелые люди; самые искусные мастера принялись за строительство нового флота.

Сказка продолжается под шум моря и крики чаек.

И вновь отважные гребцы сели на весла, вновь засвистел ветер, надувая паруса. Величественно и важно поплыл флот царевича навстречу коварным пиратам.

Долго плыли корабли по морю, и вот, наконец, вдали черной точкой показался остров. Но не успели приблизиться к нему смелые путешественники: уже плыл им навстречу флот пиратов.

Музыка И.О. Дунаевского из фильма “Дети капитана Гранта”.

Расстояние между кораблями сокращалось с каждой минутой. Уже можно было разглядеть флаги на верхушках высоких мачт, увидеть, как украшены паруса. Но некогда было любоваться всем этим: царевич и его отважные друзья приготовились к встрече с пиратами.

Заканчивается сказка на фоне волшебной музыки.

Сказка закончилась благополучно. Выполнил царевич свою клятву: флот пиратов был уничтожен. Царь вместе с сыном вернулся в свое государство. И пошла с той поры слава об отважных мореплавателях по всему свету...

II. Беседа с учащимися.

Учитель. Но наш урок-сказка еще не закончен. Ведь сказка тем и хороша, что можно ее не только услышать, показать, но и нарисовать. И мы ее изобразим на сказочном море.

Ребята, посмотрите, какие два флота изображены на доске? (Ответы детей ).

Это сказочные корабли, но корабли просто белые, ничего незначащие. И так как корабли одинаковые, их можно спутать. Вот чтобы этого не произошло, как вы думаете, что нужно сделать? (Раскрасить ).

Давайте подумаем, как мы их будем раскрашивать.

Чем занимались пираты? (Нападали на корабли, грабили ).

Что они несли людям? (Зло ).

Какими красками вы бы изобразили зло? (Ответы детей ).

Посмотрите на это сочетание цветов. Даже яркие цвета здесь кажутся тревожными, потому что окружены тёмными. (Демонстрация плаката “рис. 3”).

Если пираты причиняли зло, то царский флот нес людям … (Добро ).

А вот какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить добро? (Ответы детей ).

Посмотрите на эти краски. Эти цвета веселые: в них много солнечного цвета. (Демонстрация плаката “рис. 4”).

Но не только цвет помогает изобразить добро и зло, но и определенные символы, которые делятся на символы добра и зла.

Здесь изображены символы добра. Это солнце, крест, круг. Как вы думаете, паруса царского или пиратского флота мы украсим этими символами? (Показ символов добра “рис. 5”).

Вот эти символы - это символы зла: змея, жук, ворон. А они к какому флоту подходят? (Показ символов зла “рис. 6”).

И вот сейчас мы попробуем оживить наши корабли при помощи цвета и символов.

III. Практическая работа.

Детям раздаются белые заготовки “рис. 7” и они раскрашивают их под волшебную музыку.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель. Посмотрите внимательно на наши корабли “рис. 8-13”. Скажите, какой же флот, царский или пиратский победит, что восторжествует: добро или зло? (Ответы детей ).


Действительно, светлых красок и добрых символов на парусах кораблей гораздо больше.

Ребята, но кроме сказочного моря и ваших волшебных кораблей, здесь есть еще и сказочные слова. Давайте их прочитаем. (Обращается внимание детей на слова эпиграфа. Один из учащихся громко, с выражением читает ).

“Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа”.

Как вы понимаете эти слова? (В сказке добро всегда побеждает зло ).

Наш урок-сказка подошел к концу. Я очень хочу, ребята, чтобы в вашей жизни всегда было больше добра, чем зла, и, чтобы вы сами всегда дарили людям только доброту.

Теодицея

Вивекананда пишет, что Рамакришна к концу жизни достиг такого духовного уровня, что вообще перестал видеть в мире зло и видел одно добро. (Веданта говорит, что всякий человек видит зла в мире не больше, чем есть в нем самом.) Читателя, надо думать, покоробят такие слова. А как же, скажет он, концентрационные лагеря и пуля дум-дум? Неужто это тоже добро?

Проблема теодицеи, то есть оправдания Бога, попустительствующего злу на Земле, стоит давно. Опуская исторический обзор, отметим следующее. Прежде всего, сама постановка вопроса предполагает личного, то есть антропоморфного Бога, который оценивает добро и зло приблизительно так же, как и мы. В то же время ясно, что зло не с человеком появилось, а присутствовало в эволюции всегда (см. гравюру Брейгеля "Большие рыбы пожирают маленьких"). Особое отношение к специфически человеческому злу связано с наивным антропоцентрическим представлением о человеке как о "венце творения". Тогда, действительно, Бог несет повышенную ответственность за несовершенство человека и зло ему присущее. Попытаемся, однако, встать на более объективную точку зрения.

Проблема зла (к сожалению) сильно эмоционально окрашена. "Непримиримая ненависть ко злу" и "страстное желание добра", с одной стороны, сильно затрудняют объективное изучение вопроса, а с другой заставляют предположить определенный невроз, как в личном, так и в общественном сознании. О причинах этого невроза нетрудно догадаться даже без помощи Фрейда и Юнга. Она заключается в том, что зло есть символ угрозы существованию особи и вида. И чем дальше от нас, тем более объективной становится наша точка зрения, заметно при этом видоизменяясь.

Однако, если смотреть на жизнь с эволюционной точки зрения и считать злом увеличение энтропии, а добром усложнение существующих систем (с точки зрения кибернетики), то именно гравитационный коллапс (то есть образование черной дыры) следует считать наибольшим злом, так как он приводит к максимальной утрате информации (из черной дыры ее вообще не поступает, оттуда не выходит ни один луч света), то есть, по определению, к увеличению энтропии.

"Так вот она, гармония природы,

Так вот о чем шумят во мраке воды,

О чем, вздыхая, шепчутся леса!

Лодейников прислушался. Над садом

Шел смутный шепот тысячи смертей.

Природа, обернувшаяся адом,

Свои дела вершила без затей.

Жук ел траву, жука клевала птица,

Хорек пил мозг из птичьей головы,

И страхом перекошенные лица

Ночных существ смотрели из травы."

Н. Заболоцкий

Следует или признать, что князь мира сего сатана, или что Божественное понимание добра и зла отличается от нашего.

Воздействие на мир

Имеется, впрочем, одно существенное обстоятельство. Сами понятия добра и зла даны человеку в двух противоположных аспектах. Первый, свойственный всем живым существам это воздействие мира на субъект. Добро это то, что помогает выжить особи или виду еда, солнце, самка; зло это то, что мешает выживанию. Второй аспект уже требует самопознания. Это оценка своего воздействия на мир. Способность членить свою деятельность на поступки и оценивать их с моральной точки зрения по отношению к различным частям внешнего мира, несомненно, является врожденной. Воспитание, конечно, влияет на критерии оценки, но сама способность явно дана свыше. Это означает, что у человека имеется интуитивное представление о том, что для мира хорошо, а что плохо. Разумеется, это представление сильно зависит от того, насколько хорошо человек воспринимает внешний мир и, кроме того, сильно искажается общественным воспитанием, преследующим узкую цель сохранения вида, и эгоизмом. Однако, по-видимому, ощущения добра и зла во втором аспекте предназначены для ориентации человека в мире. Индивидуальное зло тогда есть ощущение того, что человек отягощает мировую карму. Понятие мирового зла получается переносом индивидуального зла на антропоморфного Бога. Однако джнани-йога рассматривает в качестве первопричины эволюционирующей Вселенной безличный Абсолют (включающий личного Бога как часть), и поэтому задаваться вопросами типа "зачем Бог создал Вселенную" и "почему Он создал ее так, а не иначе" бессмысленно, так как эти вопросы предполагают человеческую логику Создателя. Можно, однако, задаваться вопросом, какую роль играет то или иное явление. В частности, добро и зло имеют, таким образом, двоякую функцию: будучи оценками воздействия мира на субъект, они дают ему возможность сохранить существование, а будучи оценками участия субъекта в мире, ориентирует его в мировой карме.

Сознание и зло

Выше (глава 2) уже отмечалось, что, сознательно или подсознательно, критерий выбора всегда эстетический. Человек гармонизирует ту часть мира, которая доступна его сознанию, точнее говоря, сознанию его сердца. Так, эгоист, у которого сознание сердца сужено до пределов своего эго, стремится максимально заботиться о своем низшем "я"; националист думает только о судьбе своей нации; диктатор стремится создать максимально мощный и гибкий аппарат управления своими подданными, поскольку в его сердце помещается лишь одна идея: их полное повиновение. Однако зло возникает не от того, что сознание сужено, а от того, что оно не соответствует духовному уровню человека. Так, осознание своего "я", то есть отделение себя от мира, равно как и появление самосознания нации и организация человеческих коллективов были в свое время величайшими событиями в духовной жизни человечества. Если, однако, расширение сознания сердца тормозится, человек начинает создавать гармонию в слишком малой (по его карме!) части Вселенной, неизбежно уродуя при этом Вселенную как целое.

Существенно, что именно сознание сердца определяет, творит человек добро или зло. Если эгоист решит (например, под влиянием авторитетного для него лица), что ему необходимо проявить заботу об окружающих, то это означает, что расширилось его ментальное сознание, но не сознание сердца. И если он действительно начнет действовать в духе бескорыстной помощи, он скоро почувствует, что ему противно, что он лицемерит и все равно (непонятно почему) совершает зло, ничего хорошего у него не получается. Иначе быть и не могло. Для того, чтобы бескорыстно заботиться о каких-то людях, необходимо расширить сознание сердца, включив их в эту сферу. Сделать это ментальным усилием или по воле эго невозможно. В равной мере никакие чисто ментальные усилия со стороны других людей и вообще "горизонтальные" обмены (то есть взаимодействия без духовной цели) не могут расширить сознание сердца.

Аналогично решается проблема творчества и зла. Если сознание человека сужено относительно его духовного уровня, он неизбежно творит зло. Плохие картины, неудачные романы, мелкая философия выкидываются человечеством за борт, но отравляют океан Бытия. Их ядовитые испарения оказывают влияние на всю историю мира.

Эволюция взглядов

Рассмотрим теперь эволюцию взглядов на добро и зло в процессе духовного роста. Здесь наблюдаются две тенденции. Первая из них заключается в том, что человек начинает воспринимать близко к сердцу все больший круг объектов, и для него становится все важнее определять свое нравственное отношение к ним. Вторая тенденция заключается в том, что эмоциональное отношение к своему и чужому добру и злу постепенно уходит, мир видится все более цельным и гармоничным, а добро и зло выступают как различные варианты одного пути кармы (зло более окольный путь). Бердяев проводит мысль о необходимости зла для осуществления свободы воли; а свобода воли как раз и употребляется для выбора своего варианта личной кармы.

(Автору не очень легко писать эти строки сейчас, в 1984 году, когда сгущаются темные силы вокруг Земли, и само существование земного человечества через двадцать лет весьма проблематично. Однако и у тупиковой ветви эволюции могут обнаружиться объективность и честность, а анализ "изнутри" сильного эсхатологического ощущения ожидания скорого конца света представляется очень важным для Космоса. Здесь автору опять вспоминается одна из главных мыслей Бердяева, что Бог ждет творческого импульса человека, и особенно в такие минуты.)

Вивекананда сравнивает зло с железной цепью, а добро с золотой, и рекомендует отбросить сначала железную цепь, а потом и золотую и быть свободным. Это можно трактовать следующим образом. Сначала человек борется со злом в себе, то есть стремится не совершать таких поступков, которые по его внутреннему ощущению приносят вред объекту. На следующей ступени он стремится делать добро, то есть совершать те поступки, которые, опять-таки по его внутреннему ощущению, приносят пользу объекту. При дальнейшем росте он постепенно обнаруживает, что его внутренние критерии добра и зла начинают плыть. Оказывается, что любой поступок влечет множество последствий, частью дурных, частью хороших, а частью таких, что он не может их оценить. Многое из того, что раньше представлялось ему несомненным добром, равно как и несомненным злом, становится проблематичным, а внутренний голос молчит. Однако мир представляется все более наполненным внутренним смыслом, и каждый поступок получает все более отчетливую внутреннюю оценку такого рода: ведет он к увеличению мировой гармонии или нет. Это и становится критерием выбора, и человек оказывается "по ту сторону" добра и зла.

Эзотерика. НЕ РАЗДЕЛЯЮЩИЕ ДОБРО И ЗЛО РЫБЫ - ТОТ ЗНАК, КОТОРЫЙ ВХОДИТ В САМЫЕ ТЁМНЫЕ И НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЕ СТОРОНЫ БЫТИЯ, ПОЭТОМУ ВО МНОГОМ ИДЕАЛ ЕГО - ВОЛЯ, КОТОРОЙ ОН БЫ СМОГ ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ

НЕ РАЗДЕЛЯЮЩИЕ ДОБРО И ЗЛО РЫБЫ - ТОТ ЗНАК, КОТОРЫЙ ВХОДИТ В САМЫЕ ТЁМНЫЕ И НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЕ СТОРОНЫ БЫТИЯ, ПОЭТОМУ ВО МНОГОМ ИДЕАЛ ЕГО - ВОЛЯ, КОТОРОЙ ОН БЫ СМОГ ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ

«Не разделяющие добро и зло Рыбы - тот знак, который входит в самые тёмные и нелицеприятные стороны бытия, поэтому во многом идеал его - воля, которой он бы смог им противостоять»

Не разделяющие добро и зло Рыбы - тот знак, который входит в самые тёмные и нелицеприятные стороны бытия, поэтому во многом идеал его - воля, которой он бы смог им противостоять. В позитивном смысле - это сила воли (качество противоположного знака Девы, Церера), которая в Каббале трактуется как масах - экран: способность отражения, "экранирования" любви, даром предоставляемой человеку Богом (подобно тому, что планета наслаждения Венера в Деве падает). Человек должен развить в себе волю отказа и противодействия (Плутона, который трактуется как эзотерическая планета Рыб), а потом способности принять лишь полезное (Церера). Отказавшись от света, он будет достоин принять его, и это поможет решить задачу исправления самых тёмных и грубых форм материи. Отсюда происходит такой парадокс, что наиболее грубые души при исправлении смогут получить и большее количество света, поскольку именно через них он должен проникнуть до самого низа материи (Плутона).

Согласно той же идее, часть творения (Малькут в Малькуте, в астрологической системе соответствует образу планеты Прозерпины) оказалась навсегда лишена божественного света. Творец допускает это, и пока мир несовершенен и незавершен, хранит её в таком состоянии. "Творец не забывает о Малькут, низвергнутой в Землю, и всякий раз, когда он вспоминает её, содрогаются все триста девяносто небесных сводов и Творец роняет, горящие как огонь слёзы о Шехине - Малькут, низвергнутой во прах земной, и они падают в глубины большого моря. И от силы этих слёз оживает царь моря Роав и благословляет Творца, и клянётся поглотить всё, с первого дня Творения, в то время, когда соберутся все народы вокруг святого народа, высохнут моря и пройдёт Израиль по суше." ("Зогар")

Это перекликается с идеей отрицательного противовеса, который необходим для реализации замысла Бога. Он возникает при творении мира как клифот - скорлупы, фиксирующей минусовые качества творения, которые помогают проявиться положительным. В астрологии эта роль достаётся знаку Скорпиона - всеми нелюбимой части эклиптики, которая, однако, имеет равное право на существование с остальными одиннадцатью. Строго говоря, Бог не создавал зла: он устремил Вселенную к добру - но он создал те условия, в которых мы можем отодвигать цель творения и тем служить злу, которое сами же создаём. И даже это отчасти способствует добру: поляризации, устремляющей некоторую противоположную часть мира к благу,- и в этом смысле тоже служит божественному замыслу.

Для знака Рыб - знака смешения - поляризация мыслится необходимой: именно при помощи её из хаоса некогда возникла Вселенная, о чем рассказывают все мифологии мира. Поэтому знак Рыб и иудаизм способен принять и даже оправдать зло минусовых проявлений жизни. Однако если мы, воспитанные по-овенски прямолинейной христианской культурой, будем оправдывать зло мира без оглядки на мировоззренческие и психологические особенности знака Рыб, мы рискуем сразу оказаться в положении Иуды Искариота и попасть в эмоционально безвыходный тупик, потеряв всякую надежду на лучшую жизнь.

Намёком и тайной философия иудаизма раскрывает нам нептунианскую идею смешения добра и зла и относительности всех проявлений мира по сравнению с невидимым абсолютом. Рыбы смиряются перед страданиями мира (проявлением Плутона), оправдывая внешнее зло непостижимостью творения Бога. Этически - тем, что Он, обладая всеми качествами в максимальной степени, всё равно страдает больше. А рационально любое страдание оказывается относительным перед лицом конечной цели возрождения, и такое взгляд на вещи делает веру Рыб "взрывоопасной" - подобно планете Марс, правящей началом буйной весны: устремляющей к концу мира, ради его совершенства.

Проследим здесь логику архетипов: целевой знак Козерога является следующим кардинальным знаком по отношению к знаку Овна, и потому сама идея нового рождения подразумевает цель (а значит, определённость, ограничение и зло смерти). Раз мир имеет цель, значит, Бог сотворил его не до конца, а с точки зрения конечной цели Он непостижимо добр к людям. Их частные страдания лишь служат Его замыслу: а потому не надо отказываться от них, надо их принять.

Предыдущая страница:

  • Сочувствуя всему, он не разделяет тёмное и светлое, и поэтому он не полагается на личный путь (как кардинальные знаки), но стремится к контакту с теми, кто лучше его, чтобы попасть под благотворное, а не под дурное влияние...
Следующая страница:
  • Для того, чтобы сформулировать её этические законы по-сатурниански чётко, пришёл Моисей, имеющий овенский облик мессии-предводителя, ведущего народ за пределы старой цивилизации Египта и старой веры...

Облако тегов: