Симеон верхотурский храм где находится. И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский. Аскетические подвиги святого Симеона

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, пре­зрев все мирские почести и земное богатство, удалился из Рос­сии за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал се­литься в самом горо­де Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громад­ные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скали­стые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он вне­запно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздер­жания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей ис­текают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на зем­ле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благо­говением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с но­вой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор - третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге

Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).


Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, презрев все мирские почести и земное богатство, удалился из России за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал селиться в самом городе Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/sep/25sep/25-sent.prp.Simeon-Verhoturskii-1-arpgg2bh64o.mp3

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он внезапно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздержания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей истекают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты? » - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский », - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския ».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной ».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благоговением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с новой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор - третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге
Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В богоугодной жизни святого, простой и обыденной, не было ничего чудесного. И все же с именем святого связано не одно чудо. И всегда скора его помощь тем, кто прибегает к нему с молитвой.

Когда люди поверили в свои 15 минут славы, о которых им рассказал Энди Уорхолл, они перестали смотреть на Небо и стали смотреть в экраны, надеясь увидеть там себя. Едва проснувшись, современный человек спешит написать в социальных сетях: «Я проснулся!», «Вот я пью кофе, а вот спешу на работу!», «Посмотрите, какая у меня грязная машина!» «А это я в храме! Смотрите, я исповедуюсь!», «Ах, вы еще не видели моих котиков!»…

Современный человек боится забвения, как когда-то его благочестивый предок боялся ада. Духовная жизнь, наоборот, не терпит чужих глаз и всегда сокровенна. Все святые как огня бежали публичности и откровений о своей внутренней жизни. Просвещенные Богом, они опытно знали, что жизнь напоказ делает духовные подвиги невозможными и смертельно вредными для души, отравляя ее гордыней и тщеславием. Как говаривал : «Только рот открыл – туда галка и залетела!» Святые считали лучшим для себя прослыть невеждами и чудаками, чем быть прославленными среди людей. На Афоне до сих пор жива традиция, когда монахи, о чьих добрых делах узнают окружающие, несут за эти дела покаяние, как за совершенный грех. Ибо свою жизнь и дела они посвятили Христу, сказавшему: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2–4).

О жизни святого праведного Симеона Верхотурского неизвестно почти ничего. Соблазн для скептиков и безумие для циников разбивается о тысячи тысяч исполненных молитв и воздыханий верующих – святой праведный Симеон известен скорой помощью и заступничеством о всякой просящей душе. Мы не знаем, как звали его родителей и где он учился, но точно знаем, что сто ит от сердца ему помолиться – будет услышана…

Монастырей и храмов, посвященных праведнику, по всей России множество, один из них – в селе Обуховское Свердловской области. Я приехал сюда 31 декабря – на престольный праздник . В Обухово храм небольшой, старинный, из темного красного кирпича, на задах у большого красивого магазина. Еще десять лет назад в нем была музыкальная школа. Когда здание вернули Церкви, многие сокрушались: что за безобразие – школу музыкальную закрыли! А то, что в алтаре пианино стояло, – это нормально, детки ведь не курят или пиво там пьют, они музицируют! И попробуй объясни людям, что единственное предназначение храма – это возносить молитву Богу. Бассейн – чтобы в нем купаться, клуб – чтобы там плясать, стадион – чтобы бегать или в футбол играть. А храм – это Дом Божий в самом прямом и единственном смысле этого слова. Здесь люди встречаются с Богом и Он с ними, и здесь открывается на земле.

Храм в Обуховском словно бы списан с облика своего небесного покровителя: снаружи смиренная скромность, а внутри огненная вера

А сейчас здесь было все на своих законных местах: когда я вошел, священник в алтаре совершал Страшную Жертву, чтобы стоящие в храме люди, причастившись вином и хлебом, соединились со Христом и наследовали жизнь вечную. Храм простой, бедный, голубь над вратами вырезан из бумаги, а вместо золота – простая блестящая фольга. Но иконы Пресвятой Богородицы и Спасителя – большие золоченые и красивые, а икона святого праведного Симеона ручной работы иконописного мастера. Храм словно бы списан с облика своего небесного покровителя: снаружи тулуп затертый и смиренная скромность, а внутри живая огненная вера, раскрывающая небеса.

Несмотря на выходной, народу в храме было мало – человек двадцать, два священника и одна певчая на клиросе. Это не 80%, которые в опросах называют себя православными. Это простые застенчивые немногословные люди, которые предпочли предновогодней беготне по гипермаркетам, резанию тазиков с оливье и установке обезьян на праздничных аватарках тихую молитву в храме Богу и праведному Симеону. с внуками за ручку, молодые ребята с рюкзачками на плечах, бородатый казак в военной форме, перетянутой ремнями, и в кирзовых сапогах, знакомая учительница и отец с двумя детьми-подростками – юношей и девушкой: пришли вместе, а стояли по отдельности – папа возле Распятия, а дети напротив врат, юноша справа, а девушка слева. Внимательно слушали священника и на каждый возглас благоговейно крестились, словно воду боялись расплескать. Когда вынесли Чашу, все опустились на колени, и даже старушка с палочкой, отбросив ее от себя, бросилась на пол со словами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Святой, которому они пришли помолиться, был таким же простым, как они: тихим, смиренным и незаметным. Все, что сегодня известно о его земной жизни, уместится в нескольких предложеньях.

Откуда он пришел и как оказался в глухом уральском краю в деревне Меркушино, никто толком не знает. Хотя по воспоминаниям старожилов, повадки выдавали в нем знатного человека, неизвестно почему отказавшегося от своего положения в обществе и поселившегося в глухом краю. Портняжил, но за работу брал не деньги, а самые простые продукты, которые можно было найти в любой крестьянской семье. Одиноко жил в маленькой избушке на краю леса, предпочитая людям рыбалку и лес. За рукодельем его любимым занятием было пересказывать истории из Нового и Ветхого Завета, которые он знал наизусть, и послушать их собирались семьями. Иногда, не окончив работы, неожиданно уходил, за что его потом бранили за нерадивость. Тихо жил и тихо умер, предположительно 35 лет от роду. Люди похоронили его на окраине деревенского кладбища и вскоре забыли.

Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника

Но меньший среди людей даже по меркам глухой деревни – оказался великим перед Богом, Которому было угодно прославить Своего праведника. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника. Местные жители восприняли это как знак святости почившего. Спустя непродолжительное время от мощей стали происходить чудотворения. Но когда о чудесах доложили Тобольскому митрополиту, он этому не поверил и послал доверенных. Когда гонцы подтвердили подлинность всего сказанного, он снова не поверил. И только внезапная глазная болезнь, в которой он увидел Божию кару за свое неверие, его вразумила.

После горячей покаянной молитвы митрополит поехал в Меркушино и увидел гроб «зело цел и крепок, яко новой», в котором лежали благоухающие останки. Как рассказывает летопись, поклонившись мощам, преосвященный Игнатий воскликнул перед собравшимся народом: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же , ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной!»

На обратном пути он стал молить Господа, чтобы Тот открыл ему имя неизвестного святого. И задремав, увидел «множество народа, состязание творящих, о взыскании имени того праведника», и до владыки донесся глас: «Симеоном зовут его!» Остановившись в Свято-Николаевском монастыре, он рассказал о своем видении архимандриту Тобольского Знаменского монастыря Сергию, игумену Далматовского монастыря Исааку и архимандриту Александру. Настоятели единодушно решили, что сон был откровением от Бога. Еще двоим было открыто имя святого во сне – это священник храма в Меркушино Иоанн Андреев и послушник игумена Исаака иеродиакон Василид. После этого сомнений об имени праведника больше не осталось…

Когда юродивый уставал, он кричал: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб становился неподъемным

12 сентября 1704 года с благословения святителя Филофея (Лещинского), митрополита Сибирского и Тобольского, нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру. Их несли с молитвами и песнопеньями в резном гробе, выложенном лебяжьим пухом. Среди множества народа вслед за крестным ходом полз на коленях больной ногами от рождения юродивый Косьма, громко славя святого. Когда юродивый выбивался из сил, он кричал, обращаясь к святому Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб наливался невиданной силой, и десяток крепких мужчин не могли стронуть его с места. Блаженный Косьма отдыхал, приходил в себя, и гроб с легкостью продолжал двигаться дальше. На всех местах остановок двух святых верующие впоследствии воздвигли часовни и храмы.

В 1716 году монастырский храм сгорел дотла, но рака с мощами праведного Симеона чудесным образом оказалась нетронутой огнем. После восстановления храма в 1838 году их установили в приделе и Анны Пророчицы, который в 1863 году переименовали во имя святого праведного Симеона Верхотурского.

Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона, происходившие в огромном количестве, привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже к началу XX века превышало 600 000 человек в год. Чтобы вместить огромное количество верующих, в 1913 году в Николаевском монастыре был построен второй по величине в России после храма Христа-Спасителя Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 10 тысяч человек. Для раки с мощами святого праведного Симеона пожертвовали украшенный камнями резной серебряный оклад. Выполненный по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля, он был торжественно установлен в день рождения государыни императрицы Александры Федоровны 25 мая 1914 года. Только задумайтесь над этим: царь Иоанн Грозный и безродный бедняк под одной сенью! Словно бы Церковь Небесная открыла славу своего праведника миру и показала высоту его безвестного подвига пред земными царями!

После Октябрьской революции в 1920 году в ходе антирелигиозной кампании рака с мощами была опечатана, монахи разогнаны и репрессированы, а в монастыре была устроена детская колония. Несмотря на это, народ продолжал ездить в Верхотурье и почитать праведника. В 1929 году советские власти вывезли мощи святого праведного Симеона в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Позднее их на 50 лет скрыли в запаснике краеведческого музея Екатеринбурга.

Русской Православной Церкви святые мощи Верхотурского праведника были возвращены только в 1989 году. 25 сентября 1992 года их торжественно перенесли на законное место в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Преображенский собор. Сегодня к ним может попасть любой желающий.

Мое почитание святого праведного Симеона началось с одной истории, когда я работал редактором газеты на ВГТРК «Регион-Тюмень». Предложение новой работы застало меня в Екатеринбурге, и, когда я приехал в Тюмень, нужно было срочно искать жилье. Один из верующих друзей дал совет: «Сегодня – день памяти святого Симеона (дело было 25 сентября). Пойди в Церковь и попроси у него. Он поможет обязательно». Поскольку идти мне было некуда, я пошел на вечернюю службу в Знаменский собор. Люди вокруг молятся, улыбаются – у всех праздник. А мне ночевать негде, и завтра нужно сдать в печать новый номер газеты. Чтобы никого не смущать кислой физиономией, я встал в уголке спиной у колонны. В конце службы случайно оборачиваюсь – за спиной фреска святого праведного Симеона. Приложился и пошел ночевать в комнату отдыха на железнодорожный вокзал. Не успел выйти из ограды храма, как раздался звонок. Звонил старый друг, сотрудник одного института: «Слышал, тебе нужно жилье? Записывай адрес. Это наша ведомственная гостиница, она в центре города, в пятнадцати минутах от телецентра. С комендантом я договорился. Сразу поезжай туда – получай ключи от номера».

В храме святого праведного Симеона в Обухове по окончании той праздничной службы, несмотря на 25-градусный мороз, пошли крестным ходом. Славили святого праведного Симеона, пели хвалу Господу и кропились святой водой.

Бабушки смеялись и просили еще. Я смотрел на счастливые светлые лица и думал, что за таких, как они, скрытых за бедностью, скромностью и простотой невидимых миру святых, Господь еще потерпит нас и все в этой стране будет хорошо!

Самым почитаемым святым на Урале и в Сибири является Симеон Верхотурский. Именно его считают покровителем и защитником этих земель. Ему возносят молитвы в минуты слабости, душевного беспокойства и болезнях. Икона Симеона Верхутурского висит в местных храмах и помогает нуждающимся.

Жизнь Святого

Дни памяти:

  • 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
  • 25 мая – Второе обре́тение мощей
  • 23 июня – Собор Сибирских святых
  • 25 сентября – Перенесение мощей
  • 31 декабря – Прославление

Время рождения святого – 17 век. А место — европейская часть России. Симеон Верхотурский по своему происхождению был дворянских кровей, но тщательно держал это в тайне это и вёл бедную жизнь. Он приходил в деревни и даром шил полушубки и другую верхнюю одежду для нищих людей. Всю свою жизнь он много блуждал по стране. Жил Симеон в селе Меркушинское, которое находилось рядом с городом Верхотурье Пермского края. Святой очень любил природу уральского края и всегда с радостью любовался ее величием и красотами. В свое свободное время Симеон мог в одиночестве рыбачить, в таком состоянии он часто вспоминал последователей Иисуса, потому что сам продолжал их миссию. Праведник обладал настолько чудесными особенностями говорить и слушать, которые помогали жителям Урала и Сибири в решении их душевных и физических проблем. Именно в этих местах святого особенно почитают до сих пор. Умер Симеон в 1642 году и был погребен возрасте 35 лет совсем молодым юношей. Его тело было погребено на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. Считается, что даже после смерти Симеон помогал людям. Он часто снился больным и вылечивал их болезни, избавлял людей от порока пьянства.

Описание иконы Симеона Верхотурского


Это прекрасный иконописный шедевр девятнадцатого века, на котором изображён праведник в одежде синего цвета. В руках у него молитвенный свиток, фоном является его любимый край с прекрасной природой.

  • Позади виднеется маленькая церквушка, напоминающая о небывалой скромности святого. Слева можно разглядеть рисунок Христа, благословляющего праведника на духовные проповеди.
  • Икона, на которой изображён Симеон, удивляет своей искренностью и чистотой. В момент созерцания святого чувствуется покой, благодать и человек начинает верить в лучшее.
  • Свиток, который держит в своих руках Симеон, содержит следующие слова: «Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». С их помощью он призывает верующих выбрать праведный путь, благодаря которому люди смогут обрести вечное Небесное счастье и покой.

Икона святого Симеона помогает людям в избавлении от разных недугов, в числе которых:

  • проблемы кожи и глаз;
  • душевная болезнь;
  • помощь в избавлении от алкоголизма;
  • защита от нечисти и негативных явлений природы.

День памяти Симеона Верхотурского

Дни памяти святого приходятся на 12 сентября и 18 декабря. Только в эти даты местные жители приходят в церкви, чтобы произнести молитвенные песни о помощи над иконами праведника.

В наши дни существует много известных фактов о чудесных исцелениях больных. Симеон может помочь в борьбе с болезнями души и тела, найти свою дорогу в жизни, учит оставаться человеком в сложных ситуациях.

Благодаря молитвам и песнопениям к великим святым людям получают утешение души, крепкий дух и разум

Кроме того, Симеон помогает путникам, которые оказались в беде, найти верную дорогу и предостеречь от гибели. Для многих важен путь смирения, так как люди считают, что это единственная возможность обрести Господнюю благодать и вечную жизнь.

Как молиться перед иконой

Молитва к иконе Симеону Верхотурскому:

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу, да в видения восход обрящеши горе, отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца, но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей твоих, праведный Симеоне! Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, и моли спасти души наша.

Главное, чтобы Ваша молитва шла от чистого сердца и была произнесена с чистой душой и добрыми мыслями, тогда Ваша просьба будет услышана и непременно исполнена Святым Симеоном Верхотурским.

Существует множество икон в христианстве, но каждая из них имеет свой особый смысл. Икона Симеона Верхотурского не является исключением. Это образ, который очень важен для нашей культуры и для памяти этого святого.

Этот образ помогает людям изменять свою жизнь к лучшему , потому что икона насыщена позитивом и истинной любовью Господней, ведь у святого Симеона была непростая жизнь, которую он решил вязать с Богом.

История и описание иконы

Естественно, икона связана с тем, кто на ней изображен. Симеон Верхотурский получил такое имя, потому что жил в Верхотурском уезде — в Сибири. Это было довольно неблагоприятное место для жизни, но не потому, что большая часть людей осталась преданной языческим богам. Проблема состояла в климате и черствости людей. То были суровые времена, хотя политические страсти почти не доходили до тех краев.

Никто не знает о происхождении святого Симеона, однако, как говорят православные источники, мужчина этот был очень добрым и занимался портняжничеством. Это была хорошая работа в те времена, да еще и в таких краях, однако мужчина старался любыми путями избегать получения денег. Он был рад лишь гостеприимству и еде. Лучшая плата для него была вполне обычной — доброта и свет души добрых людей.

Пришло время, когда и в тех краях построили храм Божий. Он молился там день и ночь, проводил все свое время в уединении и покое. Умер он молодым, но никто не знает, от чего. Его похоронили и позабыли его праведные деяния. В месте, где был похоронен Симеон Верхотурский, через полвека его гроб чудесным образом поднялся из земли. Люди, приходя на это место, исцелялись от болезней, получали благословение, ощущали особую энергетику, исходящую от мощей. Никто так и не вспомнил имя похороненного мужчины, пока однажды митрополит храма не услышал голос во время сновидений, рассказавший ему о тех мощах, что даруют людям спасение от недугов. Так и узнали люди о святом Симеоне.

Начали в тех краях писать и иконы, на которых Симеон Верхотурский изображался в полный рост или по пояс, держащим в руке святое писание, либо сидящим у воды и рыбачащим. Как говорят источники, он действительно любил рыбачить в уединении и тишине.

В чем помогает икона Симеона Верхотурского

Этот образ помогает людям обрести утешение, спокойствие, излечить душу от ран. Очень часто эту икону берут собой в путешествие, ведь у Симеона не было родного дома. Он странствовал и помогал людям. Это отличный православный оберег от любой беды в дороге.

День празднования иконы

31 декабря — день памяти и почитания сибирского святого. В этот день нужно быть добрыми ко всем, кто просит у вас помощи. Старайтесь открывать свою душу в такие праздники. Этот святой научил нас тому, что для того, чтобы прожить яркую и светлую жизнь, не нужно гнаться за богатствами материальными. Достаточно лишь помогать людям.

Молитва перед иконой

«Святый Симеон, прогони из нас непотребность, злость и двуличие. Открой наше сердце для того, чтобы могли мы Бога впустить в него и веру в Троицу Святую. Помоги нам обрести любовь и верность Иисусу Христу нашему. Моли Бога о нас грешных, чтобы он не отвернулся от нас и остался с нами на веки вечные и впустил нас в Царствие Свое».

Читайте эту молитву всегда, когда вам не хватает в сердце любви и света. Вы можете почувствовать нехватку добра в своей душе всегда, когда скорбь наполняет его. Это самое яркое свидетельство того, что нужно отказаться от чего-то неугодного Богу.

Эта икона должна быть дома, потому что ее можно брать с собой в качестве защиты от бед в дальнюю дорогу, в путешествие . Икона будет также отличным подарком для ваших друзей и близких. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

30.12.2017 05:14

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...