Милосердие как социальное явление. Благотворительность как социокультурный феномен: генезис идей и практик

Лекционный материал по каждой теме (тезисно).

Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются макросы в Access от макросов в Word и Excel?
  2. Как организовать запуск макроса по некоторому событию?
  3. В чем сходство и различие между макросами и модулями в Access?
  4. Как получить справку о той или иной макрокоманде?
  5. Вывод каких сообщений в рассмотренном примере отключает макрокоманда ВыводНаЭкран?

Актуальность социальной благотворительности в современном российском обществе. Предмет, цели, задачи курса “Социальная благотворительность”. Понятийный аппарат.Функции благотворительности и меценатства.

Социально-экономические, социально-культурные, социально-религиозные, социально-политические предпосылки благотворительности как социального явления.Сущность, содержание.

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления - его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность «в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством».

Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития: социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв.

Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.


Благотворительность - «оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями».

Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.).

Благотворительность - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

Благотворительность - «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим ».

Благотворительность «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи».

Благотворительность - «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования».

При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.

Благотворительность - «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.». В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие».

Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук.

Актуальными в настоящее время являются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций при решении социальных проблем: распределение полномочий, корректировка и согласованность действий, степень ответственности данных социальных институтов перед обществом и др.

Вышеуказанное взаимодействие различных сил общества, на современном этапе развития общества именуется, как «социальное партнёрство». Оно подразумевает «конструктивное взаимодействие представителей всех трёх секторов любого общества. При решении социально-значимых проблем (бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.)».

С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне, времен Империи, называли гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью».

Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость».

В современном русском языке эти представления находят выражения в таких терминах, как «человеколюбие», «человечность», «дружба», «любовь», «милость», «милосердие». Это лишь некоторые из тех слов, которые используются в русском языке для характеристики гуманистических по своему содержанию межчеловеческих отношений. Наряду с ними существуют международные термины - «альтруизм», «филантропия» и «гуманность», вошедшие в русский язык из европейских языков.

Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия "благотворительность". Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы благотворительности. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо благотворительное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение.

Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через решение определенных конкретных задач, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

Понятие «милосердие» является многоплановым и имеет глубокие философские, религиозные, этические, культурологические корни. Философская основа понимания милосердия заложена в трудах древних мыслителей Аристотеля, Конфуция, Пифагора, Платона, Сократа и др., относивших данное качество к важнейшим человеческим добродетелям.

Как социокультурное явление, милосердие нашло свое отражение в философских учениях мировых религий. В частности, христианстве, с принятием 10 заповедей Ветхого Завета, т.е. дополнило их учением о милосердной любви к ближнему, ставшее сутью нравственного закона человеческого общежития и общечеловеческой ценностью, регулирующей социальные и межличностные взаимоотношения. По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу, и тем самым выбирает путь добра, любви, служения людям и духовного самосовершенствования.

На протяжении многих веков милосердие осмыслялось как важное условие человеческого существования, но в середине 20-х годов ХХ столетия, само слово «милосердие» было изъято из общего употребления, как не соответствующее классовой борьбе тех лет и более полувека функционировало только в духовной литературе. Лишь в середине 80-х годов ХХ в., оно вновь было введено в публицистическую речь, затем и в активную, при этом значительно утратив свой первоначальный объем значения, который практически был сведен к одному семантическому варианту, связанному со словом «благотворительность» (Н.С.Чохонелидзе, 2007).

В постсоветский период актуализировался научный интерес к феномену милосердия со стороны педагогов, обеспокоенных растущей бездуховностью, жестокостью и вульгарным прагматизмом нового поколения. В ряде исследований того времени, изучались педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста (И.А.Княжева, Т.В.Черник), младшего школьного возраста (Л.С.Ощепкова, В.А.Шутова), учащихся профтехучилищ (Л.В.Бабенко), медицинских сестер (Т.А.Недоводеева), будущих учителей (Л.Р.Уварова), вопросами воспитания милосердия занимались О.Будугай, И.В.Кобильченко, О.О.Якимова и др.

В психологическую науку понятие «милосердие» вошло лишь в последние годы с активным развитием линии нравственной психологии. Так, по мнению Б.С.Братуся: «сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности, к душевным проявлениям человека. ... Мир человеческих чувств, переживаний все более перемещается в центр интереса психологов. Изменились и слова науки. В психологию ныне впущены такие долго ею игнорировавшиеся понятия, как милосердие, сострадание, любовь, надежда и т.п. Психология спустя более чем столетие вновь встречается, соотносится с философией, с этикой и при определенных условиях этой встречи может стать нравственно ориентированной" .

В современных философских (И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев и др.), а позже и в психологических (Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Е.И.Головаха, В.Н.Куницына, К.А.Муздыбаев, Н.В.Панина, В.И.Слободчиков, С.Л.Рубинштейн и др.) концепциях милосердие рассматривается как характерная черта духовного, психического и психологического здоровья личности.

Синонимами к понятию милосердие являются добросердечность, душевность, жалостливость, отзывчивость, сердечность, сердобольность, сострадательность, чувствительность, чуткость, участливость и т.д. , также близкими по смыслу - гуманность, человеколюбие, великодушие, доброта, терпение.

С милосердием часто ассоциируют такие понятия, как «благотворительность», «альтруизм», «самотрансценденция», отражающие разные аспекты данного явления, однако более глубокого и емкого. Так, отличаясь от благотворительности, «милосердие требует не только щедрости, но духовной чуткости и нравственной зрелости; и человеку надо самому возвыситься до добра, искоренить в себе зло, чтобы суметь другому сделать добро" . Заповедь милосердия также, как и альтруизм требует самоотречения, жертвенности, но в понимании милосердия заключено большее - сила любви, прощающая обиды, призывающая любить врагов и др. Как и самотрансценденция, милосердие есть исключительно человеческая способность выходить за пределы личных интересов, но отличается такой любовью и искренностью в сердце человека, которой свойственно радоваться при оказании любого вида помощи ближнему.

По мнению большинства ученых-психологов (С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, В.А.В.Запорожец, В.К.Вилюнас, Л.П.Стрелкова, К.В.Гавриловец, Н.А.Дементьева и др.), источником возникновения и условием развития милосердия становятся способность к состраданию и эмпатийному переживанию, представляющие собой сложные феномены, разворачивающиеся в детстве. Задатком способности к состраданию выступает непроизвольное реагирование на болезненное эмоциональное состояние другого, являющееся врожденным (эмпатический дистресс по Hoffman, 1978).

Обзор исследований, посвященных проявлению милосердия в разные возрастные периоды позволили выявить следующее: младший школьный возраст является сензитивным к развитию гуманности и милосердия (М.И.Боришевский, Л.С.Ощепкова, Л.П.Пилипенко, В.А.Шутова и др.); в подростковом возрасте происходит активное становление духовно-ценностной (просоциальной) ориентации, включающей милосердие как нравственную позицию (Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, Д.Б.Эльконин и др.); в старшем юношеском возрасте ценность милосердия снижается, уступая ценности успеха, любви, достижений, далее выявляется прямая линейная зависимость возраста и частоты выбора ценности «милосердие» . Лонгитюдное исследование, проведенное Н.Хаан и Дж.Блоком подтверждает вывод о том, что милосердие, альтруизм и другие формы самотрансцендирующего поведения со временем усиливаются. Так, сравнивались тридцати- и сорокапятилетние индивиды с самими собой в юности и было установлено, что индивиды в сорок пять были "более сочувствующими, дающими, продуктивными и надежными", чем в тридцать . Ученые также предполагают, что древнейшие источники милосердия, как морального принципа лежат в архаичной родовой солидарности .

Психологический анализ особенностей феномена милосердия позволил ученым выделить духовно-эмоциональный аспект, в основе которого лежит способность к состраданию, сопереживанию, эмпатии и конкретно-практический, выражающийся в инициативном действенном участии. Отсутствие одного из них может приводить либо к холодной филантропии, либо к пустой сентиментальности .

Как психологическое явление, милосердие может рассматриваться и как свойство, и как процесс, и как состояние.

В работах В.Н.Куницыной милосердие рассматривается как личностная направленность, проявляющаяся в поведении, и являющаяся выражением системы ценностных ориентаций и особенностей взаимоотношений с другими людьми. Автор дает следующее определение: милосердие - это такая направленность личности, которая проявляется в виде помощи, часто анонимной, и может ограничиться словесной поддержкой или словесным переживанием. Милосердно направленная личность характеризуется высокой потребностью в доверительных дружеских отношениях, высоким уровнем оптимизма и эмпатии. В тесной взаимосвязи с милосердием находятся чувствительность и высокая нормативность поведения, которое в большей степени определено стремлением к социальной справедливости, полезности, честности и внутренней гармонии. Социализация милосердной направленности личности происходит в семье и связана со стилем родительского воспитания, а также взаимоотношениями между сиблингами .

Этико-психологический анализ милосердия представлен в работе СП.Суровягина, где под «милосердием» понимается высшая форма альтруизма, последовательно проходящего в своём развитии стадии милостивости, товарищеской солидарности и великодушия дружбы .

Л.С.Ощепкова определяет милосердие как интегративное нравственное качество личности, в структуре которого выделяются следующие компоненты: когнитивный, чувственный и поведенческий. Под когнитивными проявлениями милосердия подразумеваются наличие знаний и суждений о проявлениях милосердия; чувственно-эмоциональные проявления выражаются в сострадании, любви к ближнему, в сопереживании и сочувствии; поведенческие: в наличии способов сотрудничества, в бескорыстном отношении к окружающим, в помощи на деле, в способности поступать адекватно своим знаниям и чувствам .

В экзистенциальной психологии милосердие рассматривается в парадигме трансценденции, выражающейся в направленности не на себя, а на что-то иное. Суть бытия заключается в качестве Человека, его пути к аутентичности и милосердию, таким образом, акт самотрансценденции выражается "в соучастии, в бытии других живых существ, где человек обнаруживает смысл и основу собственного бытия" .

По мнению Р.Мэя, милосердие лежит в основе подлинной любви, путь к которой, к сожалению, далеко не прост: для нее необходимо особое качество зрелости - уверенность в себе и способность раскрыть себя. Она требует одновременно нежности, принятия и утверждения личности другого человека, освобождения от чувства соперничества, иногда - отказа от себя во имя интересов любимого, а также таких старинных добродетелей, как милосердие и способность прощать» , .

А.Ленгле утверждает, что милосердие лежит в основании по сути интуитивного мировоззрения, исходя из которого, живет и действует глубоко верующий человек. Благодаря именно этому основанию становится возможным принятие правильных решений, в чем и выражается сущность человеческой свободы .

В своей психотерапевтической практике И.Ялом замечал, что пациенты, испытывающие глубокое ощущение смысла своей жизни, живут более полно и встречают смерть с меньшим отчаянием. Но, даже опираясь в своей критической ситуации на несколько родов смысла, как религиозного, так и светского, ничто не оказалось более важным, чем альтруизм .

Эмми ван Дорцен также утверждает, что когда в жизни появляется что-то, что обогащает не только свою жизнь, но также и жизни других людей, то это становится источником энергии и энтузиазма; и отдавая помощь тем, кто в этом нуждается, человек становится сильнее. Понимание себя, признание собственной ранимости и уязвимости, раскаяние в высокомерии способствуют обретению скромности и великодушия, помогают достигать большей близости с собой и другими .

Таким образом, внимательное изучение философской, психологической и психотерапевтической литературы, а также проведенный анализ исследований по проблеме милосердия, дает нам основание рассматривать данный феномен как один из фундаментальных экзистенциальных ресурсов личности.

Еще раз напомним, что под ресурсом в психологии понимают средство, способ, инструмент, для достижения какой-либо цели , или говоря обыденным языком, это то, что дает силы для удовлетворения некой потребности. И если в качестве глубинной потребности человека выступает потребность в любви и доверии, понимании и прощении, искреннем, бескорыстном и добром отношении, составляющих духовную основу взаимоотношений социального измерения человеческого бытия, то ресурсом для достижения этого действительно становится милосердие как нравственный принцип и личностная позиция. В результате раскрытия ресурса милосердия возрождаются лучшие человеческие черты, способность творить добро, приносить пользу другим, что в конечном результате позволяет реализовать свою человеческую сущность.

На основе собственных наблюдений и практик установлено, что мотивами использования ресурса милосердия становятся как осознаваемые, так и неосознаваемые побуждения. Так, лица, активно ищущие пути выхода из кризиса, интуитивно прибегают к известной в психотерапии классической позиции - «когда тебе плохо, помоги тому, кому еще хуже», при этом возрастает вера в собственные силы, ощущение себя сильнее, добрее, значительнее, активизируются и наполняются другие внутренние ресурсы. Переключение на помощь и поддержку нуждающимся людям отвлекает от собственных негативных переживаний, совершение добрых поступков приносит удовлетворение и радость. Стремление оказывать помощь может также выступать по механизму проекции, как собственная неозвученная потребность во внимании и бережном отношении со стороны других. Также мотивом проявления заботы и помощи может выступать надежда на ответную помощь и «снисхождение» со стороны других или даже неподвластных обстоятельств в определенные критические периоды жизни. Традиционным религиозным мотивом проявления милосердия выступает одна из заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5,7).

Таким образом, обращение к экзистенциальному ресурсу милосердия, как источнику аутентичных человеческих отношений, позволяет личности в кризисе черпать силу в социальном взаимодействии, восстанавливает ощущение собственной нужности, полезности, значимости и наполняет существование осмысленностью, чувством радости, удовлетворения, которые значительно сниженных при переживании психологического кризиса. И также позволяет проявлять милосердие как по отношению к другим, так и к себе, что в конечном результате способствует сохранению психического здоровья.

Для проверки работы феномена милосердия как экзистенциального ресурса у лиц, попавших в трудные, кризисные ситуации и остро их переживающие, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.

В эмпирическом исследовании принимало участие 325 человек. Для диагностики ресурса милосердия использовался «Тест-опросник диагностики экзистенциальных ресурсов личности» (ЭРЛ), авторы И.В.Брынза, Е.Ю.Рязанцева, для оценки кризисных переживаний - шкалы «Тест-опросника диагностики показателей переживания профессионального кризиса» (ППК), авторы О.П.Санникова, И.В.Брынза .

Качественный анализ результатов исследования позволил выявить две группы респондентов, первая - «кризисники» (Кmax) с острыми переживаниями психологического кризиса, в нее вошло 43 человека; вторая - «не кризисники» (Кmin), не переживающие психологический кризис, в нее вошло 44 человека.

Сравнительный анализ значений «ресурса милосердия» в двух рассматриваемых группах показал, что представители группы «кризисников» относительно группы «не кризисников» демонстрируют утрату способности опираться на «ресурс милосердия» более чем в 3 раза .

В группе «кризисников» также были выделены две подгруппы с продуктивным типом переживания кризиса (КmaxЭРЛmax) и негативным типом переживания кризиса (КmaxЭРЛmin), анализ результатов показал, что «ресурс милосердия» является ведущим экзистенциальным ресурсом у лиц, с продуктивным типом переживания психологического кризиса, занимающих активную позицию самопомощи и поиска путей выхода из кризисного положения.

Последующая аналитическая и консультационная работа с представителями «кризисной» группы, у которых зафиксированы низкие значения «ресурса милосердия», позволила констатировать существенные психологические отличия. Данных респондентов отличает высокая эгоцентричность, раводушие, формализм отношений, строящийся на основе расчетливости, грубого прагматизма. Для них характерны такие качества, как злость, мстительность, не способность к прощению, жестокость, болезненный индивидуализм, проявляющийся в обостренной чувствительности к тому, что касается их самих и закрытости к чувствам и ощущениям ближних. Такой набор характеристик является тревожным сигналом для специалиста, оказывающего психологическую помощь и поводом для проведения кризисной интервенции. Цель такой интервенции для личности должна заключаться в осознание своего способа отношения к миру, к другим и к себе, изменение внутренних установок, препятствующих наполнению и реализации милосердия.

Для раскрытия «ресурса милосердия» консультационная работа с личностью, переживающей психологический кризис, велась в следующих ключевых узлах:

  1. рефлексия желаемого отношения к себе (как хотел бы, чтобы относились ко мне);
  2. рефлексия собственного способа отношения (использую ли те же принципы);
  3. рефлексия своего умения быть чутким и внимательным, искренне сочувствовать, оказывать поддержку, а также искренне сорадоваться;
  4. искреннее и великодушное прощение всех обид и обидевших когда-либо;
  5. искреннее раскаяние в нанесенных обидах кому-либо;
  6. восстановление любви в своем сердце к миру, другим, себе;
  7. понимание сущности любви (любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а со радуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит);
  8. научиться дарить (отдавать от чистого сердца, бескорыстно, с любовью);
  9. научиться принимать с радостью и благодарностью;
  10. научиться просить помощь и поддержку в случае необходимости
  11. научиться делам милосердия, наполняющим жизнь смыслом и радостью, дающим прилив внутренней силы и отвлекающим от погружения в собственные несчастья;
  12. выбор милосердного отношения как пути обретения душевного здоровья и духовного совершенствования.

Таким образом, подводя итоги представленной части эмпирического исследования, необходимо отметить следующее:

  1. Проведенный анализ результатов исследований, направленнях на изучение феномена милосердия, позволяет рассматривать его как экзистенциальный ресурс личности.
  2. Эмпирически установлено, что респонденты, остро переживающие психологический кризис демонстрируют утрату способности опираться на «ресурс милосердия». Также обнаружено, что ресурс милосердия является ведущим экзистенциальным ресурсом у лиц, с продуктивным типом переживания психологического кризиса, занимающих активную позицию самопомощи и поиска путей выхода из кризисного положения.
  3. Раскрытие ресурса милосердия становится конституирующим экзистенцию и компасом всей дальнейшей жизни. Именно в кризисе человек лицом к лицу встречается с собой подлинным, со своей уязвимостью и своими ограничениями, нуждается в соучастии и милосердии, а значит, научается замечать и принимать слабость и уязвимость других, острее ощущает взаимозависимость, что проявляется в искренней солидарности, спонтанной готовности оказывать поддержку, бескорыстную помощь, прощать и понимать других и себя.

Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы. Дальнейшее направление научных поисков может быть осуществлено в плане изучения индивидуально-психологических особенностей лиц, переживающих и не переживающих психологический кризис, в связи со способностью активизировать, мобилизировать, тратить и накапливать «ресурс милосердия».

Литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Около 9000 синонимических рядов /З.Е. Александрова [под ред. Л.А. Чешко]. - М.: Сов. Энциклопедия, 1968. - 600 с.
  2. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности /Апресян Р.Г. //Общественные науки и современность.- 1997.- № 6.- С. 56-67
  3. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии/ Братусь Б.С.// Вопросы Психололгии, 1997. - № 5. - С. 3 - 19.
  4. Брынза И.B. Особенности переживания профессионального кризиса у лиц с различным типом эмоциональности: дисс. канд. психол. наук: 19.00.01/Брынза Ирина Вячеславовна. - Одесса, 2000. - 281 с.
  5. Бубер М. Два образа веры [пер. с нем.]/ Бубер М.// [под ред. П.С. Гуревича, С.Я.Левит, С.В. Лёзова]. - М.: Республика, 1995. - 464 с. - (Мыслители XX века).
  6. Дедюлина М.А. Этика: Учебно-методическое пособие /Дедюлина М.А. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 100 с.
  7. Дорцен Э.ван. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия /Дорцен Э.ван. - Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. - 216 с.
  8. Куницына В.Н.Межличностное общение/ Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.И. - СПб.: 2001.- 544 с.
  9. Ленгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия /ЛенглеА. . - М.: Генезис, 2004. - 128 с. (Теория и практика экзистенциального анализа).
  10. Мей Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье /Мей Ролло [пер. с англ. М.Будыниной, Г.Пимочкиной]. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2001.- 256 с. (Серия «Искусство консультирования»).
  11. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) /[под ред. И.Г.Дубова]. - М.: Имидж - Контакт, 1997. - 478 с.
  12. Ощепкова Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников: Дис. канд. пед. yаук: 13.00.01/ Ощепкова Любовь Серафимовна. - Пермь, 2001. - 181 c.
  13. Пашукова T.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции/ Пашукова T.И. - Кировоград: Центрально-Украинское издательство, 2001. - 338 с.
  14. Рязанцева Е.Ю. Особенности проявления экзистенциальных ресурсов у лиц с разным уровнем переживания психологического кризиса: матеріали Першої міжнар. наук.-практ. конф. ["Культурно-історичний і соціально-психологічний потенціал особистості в умовах трансформаційних змін у суспільстві» (присвяченої 120- летию з дня народження С.Л.Рубинштейна)"], (Одеса, 25-26 верес. 2009 р.)/Вісник Одеського Національного Університету.- Том 14. Вип. 17. (Психолоія). - С. 388-396.
  15. РязанцеваЕ.Ю. Исследование экзистенциальных ресурсов личности в период переживания психологического кризиса //Рязанцева Е.Ю.: материалы Всероссийск. юбил. науч. конф., посвященной 120 летию со дня рожд. С.Л.Рубинштейна ["Психология человека в современном мире"], (Москва, 15-16 окт. 2009 г.) Т.3. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. - С.348-352.
  16. Суровягин СП. Милосердие / Суровягин С.П. - Тюмень: Простор, 1993. - 255с.
  17. Толковый словарь русского языка: в 4 т. [под ред. Д.Н.Ушакова]. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ
  18. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Фрейджер Р., Фэйдимен Д. [пер. с англ]. - М.: «Мир», 2004. - 2095 с.
  19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /Ялом Ирвин [пер. с англ. Т.С. Драбкиной ]. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004. - 576 с.

Рязанцева Е.Ю. ,

матеріали Другої міжнар. наук.-практ. конф. ["Культурно-історичний та соціально-психологічний потенціал особистості в умовах трансформаційних змін у суспільстві"], (Одеса, 24-25 верес. 2010 р.) / Вісник Одеського нац. ун-ту. Серія. Психологія. - Т. 15. - Вип. 11. - Ч. 2. - С. 111-119. УДК 150.192+155.2

Добровольно, по велению души

По незримому небесному призванию

Красный крест в тяжёлый час спешит

И не ждёт за помощь воздаяния!

Милосердием полны ваши сердца

Добротой и состраданьем безграничным!

И терпению нет вашему конца

Для чужих вы жертвуете личным!

Характерной особенностью нынешней Чеченской республики является расширение социально незащищенных слоев общества. К ним относятся люди, находящиеся за чертой бедности, старики, инвалиды, безработные. Увеличение численности таких лиц, естественно, отрицательно сказывается на всем обществе и в развитии ЧР в целом, нанося ему экономический ущерб. Поэтому проблема милосердия и благотворительности на данный момент стоит наиболее остро и необходимо осознание ее практической ценности. Через бескорыстие и милосердие излечатся все изъяны современного раздробленного и негативно настроенного друг к другу общества. Благотворительность включает не только пожертвования, но и любую заботу о ближнем, воспитание и развитие нравственных качеств, борьбу с человеческими пороками.

В период перенастройки общественных и государственных механизмов социального взаимодействия милосердная деятельность имеет большое значение. Милосердная деятельность выполняет важные функции, выступая средством компенсации недостатков перераспределения общественных благ (как нематериальных, так и материальных), способом реализации человеком духовной потребности в помощи ближнему и как важнейший инструмент самоорганизации общества. В современных условиях значимость каждой из этих функций чрезвычайно высока. Важность милосердной помощи как социального института сложно переоценить – это одна из форм созидательного взаимодействия между членами общества.

Милосердие признано одним из наиболее благотворные и возвышенных атрибутов современного гуманного общества. Социальная философия оперирует широким спектром категорий для выражения, понимания, оценки милосердия и его включения в общественные отношения, это, следующие категории: «альтруизм», «благотворительность», «сочувствие», «сострадание», «помилование» и т.п.

Феномен милосердия, несомненно, является культурной универсалией, в течение долгого исторического времени сопровождающей человечество. Милосердием, как правило, называют сострадательное отношение к страждущим, которое предполагает бескорыстную готовность прийти к ним на помощь. Иными словами, оно может служить основанием для помощи нуждающимся, представляющей собой содействие людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.

Милосердие рассматривается нами как нравственная категория. Практическое милосердие противопоставлено духовному настолько, что милосердие получает два аспекта: как чувство, нравственная категория личности и как действие социальных структур.

Благотворительная деятельность заключается в добровольной и бескорыстной передаче материальных ценностей и в предоставлении услуг нуждающимся в них. Социальная милосердная деятельность неотделима от понятия благотворительности и выражается в конкретных делах, направленных на помощь человеку. В своем развитии благотворительность в сфере общественного призрения прошла долгий путь от милостыни до создания законодательной системы, государственных учреждений социальной защиты, общественных организаций, помогающих в решении социальных проблем. Взгляды на благотворительность глубоко укоренены в религиозных традициях. Великодушие, готовность к самопожертвованию, заботливое, милосердное, участливое отношение к ближнему всегда расценивались в российском государстве как норма общественных отношений. В Исламе считается, что Аллах, будучи сам милостивым и милосердным, требует и от мусульман проявлять такие же качества.

Современные вызовы мира требуют, чтобы милосердные проекты в отличие от благотворительных акций были глобальными, потому что общество страдает именно из-за таких глобальных проблем, как нищета, голод, бедность, последствия геофизических и геополитических катастроф, эпидемий, войн. Благотворительная работа членов Международного движения Красного Креста и Чеченского отделения Российского Красного Креста, в отличие от деятельности многочисленных благотворительных фондов, «отмывающих» деньги, наполнена настоящим теплом и сочувственным отношением к людям.

Международное движение Красного Креста действует во всем мире, в том числе и в России. Чеченское региональное отделение Российского Красного креста (ЧРоРКК) работает с 1996 года. Сотрудниками организации в самое тяжелое время для чеченского народа оказывалась помощь социально незащищенным слоям населения, пострадавшим от последствий конфликта, в рамках совместных программ с МККК. Широко функционировала программа патронажных сестер для пожилых и одиноких людей. В рамках одной из программ, тысячи обездоленных регулярно получали горячий хлеб в государственных пекарнях в годы конфликта. Таким образом, были спасены жизни тысяч людей от голода

Сегодня ЧРоРКК – организация независимая, нейтральная, и беспристрастная, гуманитарная миссия которой, состоит в организации защиты жизни и достоинства жертв войны и насилия внутри Чеченской республики и предоставлении им помощи. Социальное служение МККК и ЧРоРКК не претендует на принятие на себя государственных функций по обеспечению социальной защиты населения, однако способно в той или иной мере смягчить остроту социальных проблем в решении острых социальных вопросов. Чеченское отделение работает над реализацией нескольких проектов. Это проекты под названием «Первая помощь», «Сопровождение членов семей лиц, пропавших без вести», «Службы милосердия» и другие. В списках МККК все еще числятся около 2400 человек, пропавших без вести в результате конфликтов и насилия. По имеющимся сведениям, неизвестна судьба 700 служащих вооруженных сил и правоохранительных органов.

Предоставление защиты. Так называется один из проектов, по которому МККК принимает обращения граждан о предположительном аресте или исчезновении родственников и передает их властям для установления их местонахождения. Лица, потерявшие связь с родственниками, могут восстановить контакты с помощью посланий Красного Креста. В рамках программы семейных свиданий МККК предоставляет возможность членам семьи четыре раза в год посетить родственников, отбывающих наказание в местах заключения на территории РФ. Если члены семьи по состоянию здоровья или каким-либо другим причинам не могут посетить своих родных, они получают возможность два раза в год отправить им посылку при поддержке МККК. МККК продолжает привлекать внимание общественности к страданиям людей, которые находятся в неведении относительно участи близких, и напоминать федеральным и местным властям об их обязанности предоставить этим людям такую информацию. Кроме того, родные пропавших без вести получают психосоциальную помощь. В 2013 году при поддержке психологов МККК медсестры Чеченского отделения Российского Красного Креста регулярно посещали 149 семей в Чечне. Программа «Сопровождение членов семей пропавших без вести лиц» была запущена в 2009 году. В ней задействованы 41 сестра милосердия, которые посещают 235 семей родственников без вести пропавших лиц.

Помощь, которую члены МККК и ЧРоРКК оказывают нуждающимся – юридическая, социальная, психологическая, педагогическая, действенность ее высокая – она основана на принципах человеколюбия.

В акциях, проводимых Чеченским отделением РКК принимают участие волонтёры проекта, учащиеся ВУЗов ЧР. Волонтерское движение молодежи в современных условиях является одной из форм добровольной некоммерческой общественной работы.

Список использованных источников и литературы

1.Воронова Е.А. Добровольчество как форма благотворительности в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Сер. 12. Вып. 1.- С. 330-342.

2.Логунова Е.Г. Феномен милосердия: опыт социально-философского анализа: автореф. дисс…канд. филос. Наук. Ижевск. 2012. 19 с.

3.Никитина М.Ю. Концепт милосердие в русском языковом сознании и в идиостиле писателя // Известия Саратовского университета. 2012. Вып. 1. -С. 40-42.

4.Швачкина Л.А. Древний мир: рождение милосердия // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 7 (81) -С. 155-159. Интернет-ресурсы

5.Джабраилова И. МККК и ЧРоРКК - это единый механизм, созданный для оказания помощи нуждающимся. 10.10.2014 // Информационное агентство «Грозный-Информ» // (Дата обращения 25.11.2014).

6.РФ: МККК адаптирует деятельность к меняющейся ситуации на Северном Кавказе // МККК. Информационные ресурсы // (Дата обращения 26.11.2014).

7.Чеченское Региональное отделение Российского Красного Креста (ЧРО РКК) провело акцию посвященную Всемирному Дню Первой помощи, в парке Журналистов. 10.10.2014 // Информационное агентство «Грозный-Информ» //

Казиев Умар Русланович

ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет

им. М. Т. Калашникова»

На правах рукописи

ЛОГУНОВА Елена Германовна

ФЕНОМЕН МИЛОСЕРДИЯ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Г.М. Тихонов

Ижевск - 2012

Введение......................................................................................3

Глава 1. Гуманитарная составляющая феномена милосердия..........10

1.1 Лингвистическое и художественное осмысление оснований милосердия...................................................................................10

1.2 Становление концепции милосердия в мировых религиях............44

Глава 2. Феномен милосердия: взаимосвязь теории и практики........60

2.1 Отражение милосердия в философии экзистенциализма............60

2.2 Основные теоретические подходы и тенденции развития милосердия как социальной практики.................................................65

Заключение...............................................................................118

Список литературы.....................................................................129

Введение

Актуальность исследования. Милосердие как аксиологический императив осознается и признается главной ценностью, которую трудно вычленить и зафиксировать в социальной жизни, но без утверждения и развития которой невозможно представить дальнейший прогресс общества. Милосердие является одним из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества. В наше время общество, как никогда, ощущает необходимость гуманного обращения не только в отношении человек-человек, но и в отношении человек-природа, окружающая среда. Милосердие как явление широко обсуждается в научном сообществе, но до сих пор остается слабо разработанным, сложным и противоречивым для восприятия социально-философским феноменом.

Трудности начинаются уже с момента определения самого феномена и его интерпретации. Имеет ли милосердие биологические корни, или это только социальный феномен? Можно ли развить данное качество в человеке? Можно ли отнести милосердие к просоциальному поведению? Эти вопросы остаются в научном сообществе открытыми. Различные представления и воззрения конкурируют друг с другом, однако, до сих пор не удалось придти к комплексной теоретической модели, обеспечивающей многосторонность видения и объяснения возникающих противоречий.

Сегодня феномен милосердия анализируется учеными -представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики, психиатрии. Рассмотрение милосердия с философской точки зрения предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Социально философский анализ базируется на принципе взаимодополнительности наследования и развития, позволяя более системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения деятельности человека. Социально-философский инструментарий позволяет

раскрыть функции и сущность феномена милосердия. Особенность методологической функции милосердия определяется пониманием того, что сопереживание, сочувствие и понимание являются внутренними моментами любого просоциального поведения.

В социальной философии создан широкий спектр категорий для выражения милосердия, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в общественные отношения. Это, прежде всего, такие категории, как: «сострадание», «сочувствие», «альтруизм», «благотворительность», «помилование» и т.д. Все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы милосердия. Вместе с тем, возникает необходимость уточнить сущностные основания каждой из этих близкородственных категорий и определить отличия от категории «милосердие».

В данном исследовании понятие «милосердие» рассматривается через сеть различного рода взаимосвязанных социальных практик (лингвистических, религиозных, художественных). Под «социальной практикой» мы понимаем относительно устойчивую форму социальной деятельности. Каждая практика представляет собой артикуляцшо разнообразных социальных элементов в рамках относительно устойчивой конфигурации. Так, язык является средством усвоения культурных навыков и способом социализации индивидов, религия - распространенным средством легитимации и поддержания социального порядка, а художественная литература позволяет воссоздать внутри себя целостные образцы жизни и пережить их на индивидуальной основе. В соответствии с этим, можно говорить о том, что лингвистические, религиозные и художественные аспекты в наибольшей мере способны выразить сложный и противоречивый характер милосердия.

До настоящего времени ни сам феномен милосердия, ни способ его бытия не становились объектом комплексного социально-философского анализа. Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность этих

вопросов для решения практических задач обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Большое внимание проблеме милосердия уделялось философами-экзистенциалистами А. Камю, Г. Марселем, Ж.-П. Сартром, которые показали, что милосердие - это нравственная ценность, в высшей степени положительная и созидательная. Экзистенциалисты считали, что естественным актом милосердия является признание в другом человеке личности и проявление к ней уважения. Такие русские мыслители, как H.A. Бердяев, Л.И. Шестов, обращали внимание на то, что милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству.

Наличие в обществе феномена милосердия признают многие ученые, но сама проблема его определения и концептуализации не становится яснее от простой констатации факта. В последнее время в философской литературе появились труды Р.Г. Апресяна, В.П. Старостина, B.C. Хазиева, в которых милосердие трактуется как одна из сложнейших для восприятия, рассмотрения и изучения проблем, к которой обязана обращаться любая социальная теория и практика. Такие отечественные авторы, как О.С. Голодок, Р.П. Рыбаков, Т. Ю. Сидорина, изучают социальную поддержку нуждающихся, поэтому основным центром их научных изысканий становится феномен благотворительности.

Западное обществознание уже не менее столетия вплотную исследует феномен милосердия во всех его аспектах. Круг точек зрения этих авторов достаточно широк. Это - социобиологические трактовки милосердия, экзистенциальные исследования и социально-психологические изыскания. Например, Д. Кирсон, С. О"Коннор, Дж. Шварц, П. Р. Шэйвер рассматривают милосердие как совокупность страданий и любви, Л. Дж. Андервуд, С. Дж. Пост, Б. Фер, В. Б. Харлбат, Дж. П. Шлосс, С. Шпрехер - как подтип или вариант любви; С. Д. Бэтсон, Ш.Ш. Голдсмит, Р. Дж. Дэвидсон, Е. Собер,

Дж. Хэйд, К. Р. Шерер - как исконно человеческое качество.

Несмотря на разнообразие трактовок феномена милосердия, можно выделить два основных подхода. С одной стороны, милосердие рассматривается как врожденное качество - исследуются его биологические основы, которые подтверждают связь между чувством милосердия и деятельностью в определенных отделах головного мозга. Этому уделяется внимание в работах Р. Вузноу, Д. Гоэтц, Д. Келтнера, Э. Саймон-Томас, Д. Смита. С другой стороны, - оно характеризуется как приобретенное свойство в процессе становления человеческого общества. Здесь изучаются социальные основы милосердия и находятся доказательства связи между сочувствием и стремлением помочь другому. Эти вопросы затрагиваются в работах Л. Блюма, Н. Нюссбаума, С. Дж. Поста, Э. О. Рорти. С позиции данного подхода, становится возможным описание процесса объективации духовного потенциала личности и интенций духа, что находит свое воплощение в содержании социокультурного поля, в стремлении личности к состраданию и милосердию.

За многообразием подходов стоит осознание необходимости актуализации и развития милосердия в современном обществе. Поэтому изучение различных аспектов данного феномена является насущной задачей, а само милосердие должно стать объектом пристального социально-философского анализа.

Объектом исследования является милосердие как социальный феномен; предметом - особенности формирования милосердия в социокультурном контексте.

Цель исследования - выявление и раскрытие категории «милосердие» как социального феномена, воздействующего на личностные качества человека. Эта цель обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. выявление связи лингвистического аспекта милосердия, раскрывающего общую логику формирования этого концепта на примере

различных национальных языковых миров с художественным аспектом милосердия как средства усвоения нравственных ценностей;

2. выявление религиозных аспектов феномена милосердия как фундаментального условия человеческого бытия и существенного нравственного требования;

3. уточнение философских аспектов милосердия как способа осмысления людьми своего предназначения в мире;

4. выявление феноменологической модели милосердия как способа проявления в сознании смыслов феномена путем интенции или направленности сознания на исследуемый предмет.

Научная новизна исследования представлена положениями, выносимыми на защиту:

1. В результате лингво-исторического и художественного анализа выделены две понятийные пары - «милосердие - благотворительность» и «милосердие - помилование», рассматриваемые как результат исторического развития семантического поля милосердия, с направленностью расширения социальных практик милосердия, развития культурной среды. Художественная литература заставляет пережить, задуматься о проблемах милосердия, благотворительности и помилования, становясь проявлением чувственно-эмоционального опыта. Используя языковые возможности, она раздвигает исторически ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и вооружает обобщенным опытом.

2. Выявлены сходства и различия в понимании милосердия с позиций трех мировых религий. С одной стороны, буддизм, христианство и ислам обнаруживают единство в том, что милосердие является главным принципом, высшим законом жизни людей; а с другой, - предъявляют существенные различия в понимании ими этого чувства. С позиции буддизма, милосердие оказывается приближено к аскетическому упражнению, необходимому для приобретения индивидуального опыта. С христианской точки зрения,

милосердие составляет долг человека: именно в милосердии человек призван осуществить нравственный идеал. В исламской религии милосердие предписано не только человечеству, но и всем живым существам.

3. Определены философские аспекты милосердия как способа осмысления людьми своего предназначения в мире в философии экзистенциализма. Здесь определяющим становится понимание милосердия как неотъемлемого внутреннего качества, внутренней мотивации к бескорыстному совершению добра.

4. Обоснована феноменологическая модель милосердия, с позиции которой милосердие рассматривается как имманентное свойство субъекта, позволяющее пережить чужие чувства и эмоции, как свои, обогатиться этим опытом, присвоить его, сделать его фактом своей жизни.

Методологической основой исследования явились труды классиков мировой философской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов. Определяющими для данной работы явились феноменологические идеи Э. Гуссерля, позволяющие исследовать глубинные основы сознания, мышления в целом («ноэзис»), а также смысл метафизической сущности рассматриваемого феномена милосердия («ноэма»).

Применялись логический и исторический методы, сравнительный и текстологический анализ. Концептуально-теоретическая направленность диссертационного исследования потребовала привлечения материала из широкого спектра областей накопленного философского знания, в том числе - из истории философии, а также новейших данных общественных наук.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные идеи изложенного в диссертации подхода к анализу милосердия могут содействовать привлечению внимания к проблемам жестокости и равнодушия современного общества, а, значит, - к осознанию необходимости соответствующих организационных мер и научного поиска. Некоторые выводы могут иметь прикладное значение в рамках благотворительной

работы, здравоохранения, социального обеспечения, а также в деле организации системы различных филантропических институтов, т.е. стать одним из ресурсов для оказания коррекционно-терапевтической помощи по уменьшению страданий людей. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки спецкурсов, а также в преподавании философии, социологии, психологии и других социально-гуманитарных дисциплин.

Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертационной работы получили апробацию на международных научно-практических конференциях: «Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы» (Пенза, 2011), «Теория и практика тендерных исследований в мировой науке» (Пенза, 2011), «Фундаментальные и прикладные проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений» (Санкт-Петербург, 2011); всероссийских научно-практических конференциях: «Петраковские чтения» (Ижевск, 2010, 2011), «Мировоззренческие основание культуры современной России» (Магнитогорск, 2011), «Человек в мире культуры: культура повседневности» (Екатеринбург, 2011), «Современные социально-политические технологии» (Ижевск, 2011), «Онтология и поэтика Традиции: язык и текст» (Ижевск, 2011); межвузовской дисциплинарной научно-практической конференции «Русская духовность в языке и тексте» (Ижевск, 2011).

Теоретические положения и выборочные результаты диссертационного исследования были использованы в процессе преподавания общего курса философии студентам дневного отделения ФГБОУ ВПО «Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Работа изложена на 146 страницах. Список литературы включает 191 наименование источников.

Гуманитарная составляющая феномена милосердия

1.1 Лингвистическое и художественное осмысление оснований

милосердия

В данном исследовании мы будем рассматривать категорию милосердие через сеть взаимосвязанных социальных практик различного рода (лингвистических, художественных, религиозных). Концепт «социальные практики» позволяет преодолеть разрыв между установкой на изучение социальных структур и установкой на изучение социального действия и взаимодействия, т.е. установками, которые в равной степени необходимы в социальных исследованиях и в социальном анализе1. Под «социальной практикой» мы понимаем относительно устойчивую форму социальной деятельности. Каждая практика представляет собой артикуляцию разнообразных социальных элементов в рамках относительно устойчивой конфигурации. В этой связи необходимо затронуть рассмотрение языка как фундамента процесса социализации.

В социокультурных исследованиях язык изучается как инструмент социализации. Процесс обучения коммуникации посредством языка является центральной особенностью человеческого развития, так как это и есть освоение культуры. Э. Oxee и Б. Шиффелин считают, что: «Процесс становления членов общества в большой степени реализуется через язык, посредством приобретения знания его функций, социального распределения и интерпретаций между социально определенными ситуациями, то есть через языковый обмен в особых социальных ситуациях»2. Таким образом, видим,

1 Chouliaraki, L., Fairclough, N. Discourse in Late Modernity. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999.

2 Ochs, E. and B. Schieffelin. Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and their Implications. In: R. A. Shweder and R. A. LeVine (eds.) Culture, Theory: Essays on Mind, self, and Emotion. Cambridge: Cambridge University Press, 1984, p. 277.

что язык является средством усвоения культурных навыков и способом социализации индивидов.

Язык как сущностная сила человека оказывается соразмерным бесконечному миру и потому способным в тесном единстве языкомышления адекватно отражать бесконечный мир и схватывать его сущностные свойства1. В этой связи можно упомянуть гипотезу Сепира - Уорфа, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. Исходя из этого можно утверждать, что отношение к такой социально-философской категории, как милосердие, зависит в первую очередь от родного языка индивида. Поэтому свое исследование мы на�

2012 Философия. Социология. Политология №1(17)

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

УДК 316.33:001

А.А. Быков

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ГЕНЕЗИС ИДЕЙ И ПРАКТИК*

Исследуется благотворительность как социокультурный феномен. Рассматриваются базовые основания благотворительности, сформулированные в трудах античных авторов Марка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки. Автор анализирует генезис идей в области благотворения в христианстве, в трудах философов эпохи Просвещения, мыслителей XIX в. Сравниваются общее и особенное в западной и восточной ветвях христианства в области благотворения. Параллельно рассматриваются изменения в практиках благотворительности.

Ключевые слова: благотворительность, античность, христианство, практики.

Благотворительность как духовная и практически ориентированная ценность изначально присуща христианской цивилизации. «Благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и беспризорных детей и призрении дряхлых, увечных и неспособных к труду. Различают благотворительность частную и благотворительность общественную» . Наиболее родственные понятия - милосердие, жалость, альтруизм. В английском языке родственное русской благотворительности слово charity от греческого «харита» - жалость, доброта.

Благотворительность всегда отражала как уровень социально-экономического развития общества, так и состояние его нравственности, его цивилизационную зрелость.

Благотворительность как социокультурный феномен прошла достаточно долгий путь институционального оформления и расширения семантического поля. В качестве предпосылок институционализации данного явления следует отметить формирование определенных общественных потребностей в ходе исторического развития в новых типах социальной действительности и соответствующих им политических и социально-экономических условий. Этот процесс сопровождался генезисом необходимых организационных структур, а также связанных с ними ценностных стандартов и социальных норм.

Уже в Греции и Риме возникновение и развитие различных видов благотворительности привело к рефлексии по поводу этого социального феномена. Платон подвел оригинальные философские обоснования для благотвори-

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Ребенок в изменяющейся России XX века: образы детства, повседневные практики, «детские тексты», проект № и-01-00-345а».

тельной деятельности. Он писал: «... вещам самым подобным между собой крайне необходимо исполняться ненавистью либо прением и враждою, а самым неподобным - дружбою; потому что бедному необходимо быть другом богатого, слабому - другом сильного, ради попечения, больному - другом врача, и вообще - таки - незнающему необходимо любить знающих и дружиться с ним» .

Римский политик и философ Марк Туллий Цицерон выделил два вида помощи - делами и деньгами и, предвосхищая исихастскую парадигму в православии, пишет, что «более легок второй способ, особенно состоятельного человека, но первый более прекрасен, более блистателен и более достоин храброго и прославленного мужа» [З. C. 255].

Однако, по мнению Цицерона, необходимо исходить из некоторых основ справедливости: «Подобает ссылаться на те основы справедливости, какие я установил в начале: во-первых, никому не причинять вреда; во-вторых, служить общей пользе» [З. C. 144].

Размышляя о благотворительности и щедрости, Цицерон считал, что они «наиболее свойственны натуре человека, но со многими оговорками. Прежде всего, надо остерегаться, чтобы эта доброта не вредила именно тем людям, которым, как нам кажется, мы делаем добро, а также и другим людям; затем - чтобы доброта не превышала наших возможностей; далее надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это основа справедливости, к ней и надо относить все эти рассуждения. Ибо тех, кто оказывает людям милость, которая может повредить тому, кому, по-видимому, хотят принести пользу, надо признать не благотворителями и не щедрыми людьми, а несущими погибель потворщиками» [З. C.152].

Творение блага с помощью добрых дел приводит к двум позитивным последствиям: вовлечение новых помощников, у которых аналогичный modus agendi, приобретение опыта в благодеяниях.

Тем не менее Цицерон неоднократно указывает и на негативные последствия, в частности денежной помощи. Царь Македонии Филипп относился к раздаче денег как к подкупу: «Ведь тот, кто получает, что бы то ни было, становится более дурным человеком и всегда готов рассчитывать на такие же подачки» [З. C. 256]. Очевидно, царь Филипп был не одинок в таком своем отношении к бедным. Для таких, как он, благотворительность всего лишь инструмент политики.

Римский автор выделяет еще два рода людей, склонных раздавать, т.е. помогать или развлекать: одни - расточительные, другие - щедрые. Каждый их них, исходя из своих ценностно-нормативных интенций, предпочитает вполне определенные виды «раздачи». «Расточительные - это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей - на все то, память о чем они оставят недолгую или вообще не оставят никакой; щедрые, напротив, - это те, кто на свои средства выкупает пленных у морских разбойников, берут на себя долги друзей, помогают им при выдаче дочерей замуж и поддерживают друзей при приобретении ими имущества или при преумножении его» [З. C. 257].

Выделяя виды благотворительности, Цицерон не мог обойти вопрос о мотивации благотворителей. Данная проблема является «сквозной» и дискутируется уже более двух тысяч лет: от Энния до современных российских историков. Помимо положительных мотивов - делать добро, помогать близким из альтруистических побуждений, - всегда существовали не очень этические мотивы. О них и пишет римский автор. Это жажда «блистательности и славы», «склонность к хвастовству» .

В отличие от ранних христианских авторов, Цицерон выступал против «слепой» недифференцированной помощи: «Доброта должна быть более склонной помогать людям, которых постигла беда, - если только они не заслужат этой беды». Необходимо выбирать подходящих людей, судить здраво и быть внимательным.

Более ранний римский ученый Энний дал очень четкую установку: «Дела благие, но направленные дурно, я сочту дурными. Благодетель должен быть разборчивым в своих благодеяниях, а, в свою очередь, получатель благ должен быть благодарным. Ведь человека, не помнящего оказанных ему благодеяний, все ненавидят...» .

Другой римский философ-стоик, Луций Анней Сенека, уже в имперскую эпоху уделяет внимание некоторым этическим ограничениям благотворительности: «Благодеяние принимается с таким же чувством, с каким оказывается, посему не следует оказывать его с пренебрежением. В особенности благодеяние не должно быть оскорбительным» . То есть Сенека считал, что взаимоотношения благотворителя и благополучателя должны быть равными и уважительными. Он, так же как и Цицерон, выступал против благодеяний «ради собственной пользы и выгоды, тщеславия: и требование не делать благодеяния ради пользы - простирается до такой степени, что часто, как я говорил, его должно бывает делать с убытком и опасностью» .

О глубинной зависимости между благодеяниями и личностью благотворителя, его духовным миром и ценностными ориентациями рассуждает Эпиктет: «Если бы Бог поручил тебе призреть сироту, ты ведь позаботился бы предохранить его от вреда? Так же точно Бог подарил тебе призреть самого себя и как бы сказал тебе: «Убереги ты этого человека в том чистом образе, в котором Я произвел его на свет. Он родился честным, верным, бесстрашным и с чистой душой. Сохрани же его в целости.» .

Однако греческие и римские философы, общественные деятели не только рассуждали о различных аспектах благодеяний, но, похоже, первыми придерживались известной духовно-практической установки - «вера без дела мертва», которая впоследствии вошла в «плоть и кровь» христианства.

В Риме и в других больших городах многочисленные толпы нищих сидели на уличных перекрестках, мостах, при дворах храмов и вообще везде, где только имело место оживленное движение народа. Выпрашивая мелкие монеты у проходящих, они сопровождали подаяния благожеланием нищелюбцу.

Отмечены крупные, но разовые благотворительные акции. Так, когда при Нероне подвергся разрушению огромный амфитеатр в Фиденах и похоронил под своими развалинами до 50 тыс. человек, то знатные римляне поспешили отправить на место несчастья докторов с медикаментами и многих раненых

приютили в своих домах. Милостыня, кормление бедных, организация зрелищ, строительство бань, театров, водопроводов, первые попечительства о нуждающихся - все эти формы появились в античную эпоху.

Таким образом, в древней Греции и Риме были заложены нравственные основы благотворительности, принципы и базовые формы, отрефлексирова-ны мотивы и некоторые ограничения в области благодеяний. Европейская цивилизация и многие другие христианские страны до сих пор используют это богатейшее наследие античного мира.

В рамках античной цивилизации в I в. н.э. зарождается христианство, которое было официально признано в Римской империи в IV в. В священных писаниях христиан, в Евангелиях есть много установок и обоснований благих дел. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящей тайное, воздаст тебе явно» . Иисус сказал ему /юноше/, если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за мною» . Благотворительность у христиан на ранних этапах эволюции религии превратилась в одну из главных форм деятельности. В церковном языке появилось слово сагйаЫ^ (благотворительность). В латыни классической не было такого понятия. Сенека использовал слово ЬепеГе^8е - благотворительность. В молитве «Отче наш» говорится о прощении долгов ^еЬйа).Тертуллиан заменил это слово на «прощение грехов», но затем правда была восстановлена. Благотворительность становится одной из базовых духовных и практических ценностей, а милостыня обретает сакральный характер. По мнению С.В. Сперанского, «подаяние милостыни есть, таким образом, прежде всего религиозный акт, сопровождаемый молитвой или во всяком случае крестным знамением. На религиозный характер этого акта указывает само время и место, где он совершается. Нищие собираются чаще всего у церквей, у часовен, на кладбищах, наиболее щедрая милостыня подается в большие праздники, во время говения или по случаю похорон, свадьбы, крестин и т.д. Раздача милостыни есть как бы дополнительный акт к богослужению церковному» .

Впрочем, ранние христиане, следуя установкам Евангелия, увлекались «слепой» раздачей милостыни, помощью всем просящим. Лукиан Самосат-ский по этому поводу не без иронии писал: «. Так вот когда к ним приходит обманщик, мастер своего дела, умеющий использовать обстоятельства, - он скоро делается весьма богатым, издеваясь над простецами» .

В более позднее время милостыня во многом утратила религиозный смысл и превратилась, скорее, в светскую форму поддержки нуждающихся (милостыня на улицах, вокзалах, в поездах и т.д.)

Помимо милостыни, христиане использовали и более масштабные формы поддержки бедных. Первый пример массовой христианской благотворительности - помощь голодающим в Палестине из Антиохии, Греции и Македонии в I в. н.э. В IV в. в Римской империи создаются богоугодные заведения. Однако милостыня остается главным видом благотворительности. Так,

Иоанн Златоуст писал: «Всякий раз, когда мы не будем совершать милостыню, мы будем наказаны как грабители» .

Однако меняются эпохи, социально-экономические основания цивилизации, возникают и новые ментальные установки во всех сферах. Все это приводит к соответствующим изменениям и в области благотворительности. Мир начиная с XVII в. постепенно втягивается в новую систему социальных отношений, которая приходит на место традиционных патриархальных структур.

Церковь утрачивает роль главного идеолога и субъекта благотворительной деятельности, но стремительно растет количество бродяг, нищих, просто бедных рабочих, крестьян, ремесленников, с которыми она раньше и работала.

Начинается и переосмысление феномена благотворительности как духовной и практической ценности. Суждения приобретают более резкий характер, чувствуется влияние атеизма и враждебность по отношению к церкви. Эти интенции содержатся в трудах Ж. Мелье, П. Гольбаха, Б. Мандевиля и других авторов. Б. Мандевиль писал: «Если благотворительность слишком велика, она обычно способствует развитию праздности и лени и приводит лишь к тому, что в государстве разводятся трутни и губится трудолюбие» .

Джон Стюарт Милль пытается рационализировать благотворительную деятельность и ставит вопрос: «Каким образом предоставить максимальный объем необходимой помощи, в минимальной степени поощряя людей к тому, чтобы они не слишком полагались на нее» . Он считал желательным, чтобы обеспечение средств к существованию для неимущих, но способных к труду людей скорее зависело от закона, чем от частной благотворительности.

Локк, другой английский общественный деятель, считал, что конечная цель филантропии - обеспечение полной независимости личности и ее семьи, их социальное здоровье. Таким образом, помогать необходимо, прежде всего, тем людям, которые отличаются хорошим поведением и способны «стать на ноги» .

В России благотворительность как ценность понималась иначе, чем в католических и протестантских странах (между ними также есть отличия). Определенный интерес представляют суждения известного русского историка В.О. Ключевского: «Благотворительность не столько средство общественного благоустройства, сколько необходимое условие личного нравственного здоровья. Она была больше нужна нищелюбцу. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель». «В рай входят святой милостыней», - говорили в старину, - «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Нищенство не являлось на Руси ни экономическим бременем для народа, ни язвой порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви институтом благонравия . Так считали многие. Подобное несколько идеализированное восприятие благотворительности помогает понять, почему все меры борьбы с нищенством в России оказались неэффективными вплоть до 1917 г.

Тем не менее не следует увлекаться противопоставлением западной и восточной ветвей христианства в области благотворения. Есть особенное, но всегда существовало и общее. Анализ исторических фактов позволяет делать выводы о некоторых темпоральных совпадениях в эволюции данного социокультурного феномена. Так, Лютер критиковал современную ему благотворительную деятельность в Германии, но и в России в том же XVI в. также появилась критика в адрес церковной благотворительности, и высказал ее вполне официально никто иной, как царь Иван IV Грозный на Стоглавом соборе (1551 г.)

В дальнейшем в России, как и на Западе, начинается рационализация благотворения, предпринимаются меры борьбы с нищенством, что отразилось в трудах известных русских деятелей С.К. Гогеля, В. Герье, А. Левен-стима, Е. Максимова, А. Раевского, К. Грота и др. Однако основные семантические константы благотворения фактически не изменились со времен Марка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Тем не менее благотворительность как духовная и практическая ценность нуждается в изучении после долгих лет «советского забвения». «Археологические раскопки» в этой области помогут лучше понять прошлое и настоящее, без которых нет будущего.

Литература

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М.: ЭКСМО, 2008, 960 с.

2. Платон. Сочинения. СПб.: Типография духовн. журн. «Странник», 1863, Ч. 3-4. 470 с.

3. Марк Туллий Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 528 с.

4. Римские стоики. М.: Республика, 1995, 464 с.

5. Евангелие от Матфея. Париж: ТАКЕ-сошшипаие, 1989. 350 с.

6. Сперанский С.В. К категории нищенства в России. СПб.: Типография Киршбаума, 1897.

7. Лукиан Самосатский. Сочинения: В 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 2. 536 с.

8. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1891. 947 с.

9. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. 376 с.

10. Милль Джон Стюарт. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1981. Т. 3, 448 с.

11. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб.: Типография т-ва «Общественная помощь», 1908. 92 с.

12. КлючевскийВ.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1891, 45 с.