Милосердие как ценностный ориентир. Благотворительность как социальный феномен

Благотворительность — в узком смысле — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
История Б. развивалась от подаяния милостыни до системы законов и других актов, где юридически закреплялось существование данного явления как важнейшего направления общественной жизни.
Объектами Б. и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы.
Благотворительность как социальное явление российской действительности имеет многовековые традиции. Своими корнями она уходит в глубокую древность. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности, главным образом раздача пищи и одежды, входили в обычаи восточных славян и были распространены еще в 7-8 вв. — период существования союзов племенных княжеств.
С возникновением в 9 в. Древнерусского государства и утверждением в нем христианства в качестве государственной религии (988) благотворительность получила новый мощный импульс. Оказание помощи больным, нищим и другим нуждавшимся стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему.
Б. в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. В летописных источниках найдено множество примеров проявления милосердия к убогим и нищим. Летописи отмечают такие «богоугодные деяния» князей, как раздача милостыни «убогим, странным, сиротам и вдовицам», «кормление» нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек.
Великий князь киевский Владимир Святославич (980—1015) сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью. Среди князей, оставивших о себе добрую память благотворительными делами, древние письменные источники называют Ярослава Мудрого (1019—1054), Владимира Мономаха (1113—1125), Мстислава Владимировича (1125—1132), Андрея Боголюбского (1157—1174), Всеволода Юрьевича (1176—1212) и др.
Наибольшего размаха такая деятельность достигает в 19 в. Например, великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская в 1844 г. в Петербурге организовали первую общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой. При общине было создано несколько самостоятельных, но функционально связанных учреждений: отделение сестер милосердия, больница, богадельня, детский приют, исправительная детская школа и «отделение кающихся». Последнее заведение было организовано для лиц женского пола, пожелавших оставить прежний порочный образ жизни.
Из числа наиболее крупных вкладов в дела Б. отметим следующие. В 1803 г. граф Шереметьев учредил с высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек затратив на это 2,5 млн. руб. Помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов в 1806 г. построил больницу с флигелем, аптекой и лабораторией. Коллежский советник Злобин пожертвовал в 1808 г. 40 тыс. руб. на заведение в разных местах больниц для бурлаков. В 1810 г. именитый гражданин Герценштейн построил в Ямпольском уезде богадельню на 48 человек, а купец Синцов открыл такую же богадельню в г. Орлове на 50 человек.
В 1842 г. княгиня Н.С. Трубецкая возглавила в Москве опекунский совет детских приютов. Первоначально они создавались как дома для бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей, но позднее, по указанию опекунского совета, при них открывались сиротские отделения. По постановлению совета, в 1895 г. на средства пожертвователей была открыта больница для детей московских бедняков. 1844 г. по инициативе княгини С.С. Щербатовой (урожденной графини Апраксиной), жены московского генерал-губернатора князя Щербатова, было учреждено «Дамское попечительство о бедных».
К концу XIX столетия в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений.
По ведомственной принадлежности благотворительные учреждения распределялись следующим образом: Ведомство учреждений императрицы Марии — 683, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество — 518, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах — 274, ведомства православного исповедания и военного духовенства — 3358, Министерство внутренних дел — 6835, Министерство народного просвещения — 68 и др. Только за один 1898 г. услугами этих учреждений воспользовались более 7 млн. человек.
Многие исследователи выделяют несколько этапов развития Б. в России.
I этап — 9-16 вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм Б.
II этап — начало 17 в. до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами и т.д. Осуществляются нововведения в социальной сфере — основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д.
III этап — 60-е гг. 19 в. до начала 20 в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная Б., меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.
IV этап. Важное место в истории Б. отводится периоду с 1917 г. до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т.д.
V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд др. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, Российский детский фонд был создан в 1987 г. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах Б., т.е. сбора пожертвований от населения, предприятий и реализации за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На начало 1996 г. в России было зарегистрировано около 10 тыс. общественных объединений. Из них более 1,5 тыс. можно отнести к благотворительным.
К сожалению, обобщенных данных о работе общественных благотворительных организаций в целом по России нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции Б. Инициативы благотворительных организаций весьма разнообразны. Одни из них занимаются помощью, поддержкой и социальной реабилитацией безнадежно больных. Например, общество «Мы и вы», благотворительная организация «Хоспис». Другие осуществляют заботу о военнослужащих (Фонд защиты военнослужащих) и лиц, принадлежащих к определенной профессии (Ассоциация профессионалов риска, Благотворительный фонд защиты журналистов); а также социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний, в т.ч. оказание помощи душевнобольным, алкоголикам и наркоманам (благотворительный фонд «Душа человека», Всероссийское общество инвалидов и т.п.); социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, воспитанникам детских домов (благотворительный фонд «Белый журавлик», педагогическая ассоциация «Китеж»); социальную защиту жертв экологических катастроф (союз «Чернобыль»); социальную поддержку многодетных и неполных семей, матерей и отцов, в одиночку воспитывающих детей (Союз многодетных матерей, ассоциация «Только мама», ассоциация «Отцы и дети»); помощь беженцам, бездомным и безработным (Ассоциация исследователей бездомности и безработицы, Комитет по оказанию помощи беженцам) и т.д.
Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 благотворительных организаций, большая часть которых оказывает помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям.

Сегодня феномен милосердия анализируется учеными - представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики, психиатрии. Рассмотрение милосердия с философской точки зрения предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Социально философский анализ базируется на принципе взаимодополнительности наследования и развития, позволяя более системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения деятельности человека. Социально-философский инструментарий позволяет раскрыть функции и сущность феномена милосердия. Особенность методологической функции милосердия определяется пониманием того, что сопереживание, сочувствие и понимание являются внутренними моментами любого просоциального поведения.

В социальной философии создан широкий спектр категорий для выражения милосердия, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в общественные отношения. Это, прежде всего, такие категории, как: "сострадание", "сочувствие", "альтруизм", "благотворительность", "помилование" и т.д. Все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы милосердия. Вместе с тем, возникает необходимость уточнить сущностные основания каждой из этих близкородственных категорий и определить отличия от категории "милосердие".

Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В.О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: "человеколюбие на деле значило нищелюбие".

Архиепископ Викентий так говорит: "Милосердие - это потребность человеческой души, созданной по образу Божьему.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 11)

В Ветхом Завете милосердие понимается как внутренняя предрасположенность к добру. (см. приложение 7)

Милосердие, по мнению Логуновой Е.Г. - это безусловная личная любовь, послушание, чувство единства с "миром", уникальности своего собственного существования.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 9)

Милосердие должно проявляться как в материальной помощи нуждающимся, так и в моральной поддержке, в молитве. (cм. приложение 8)

О необходимости воскрешения доброты и милосердия говорит и Б. Екимов, описывающий случаи безразличного отношения к людям, особенно старикам и старухам. (см. приложение 5)

В христианском служении милосердия не только нуждающийся получает вспомоществование, но и сам благотворитель, помогая ближнему своему, духовно обогащается (см. приложение 4).

К милосердию чаще всего нам приходится себя понуждать; а ведь это значит, что оно не является органической составляющей нашей жизни. (см. приложение 1)

Например, Шутова Г.А. считает, что люди двойственны по природе: и добра и зла в человеке поровну. Гусейнов А.А. утверждает, что людям свойственна врождённая доброта и отзывчивость, а Д. А.Ф. де Сад предполагает изначальную жестокость в человеке. Мы склоняемся к мнению Шутовой Г.А., так как на наш взгляд Гусейнов А.А. идеализирует человеческую натуру. Если бы в человеке заложено добро в большей степени, чем зло, то эгоистические наклонности, склонность к насилию отсутствовали бы в личности. Д.А.Ф. де Сад руководствуется мыслями о человеке как о животном, поэтому приписывает ему агрессивность.

Спорным вопросом является и объект проявления милосердия. Эрих Фромм выступает за то, что "нет достижения в том, чтобы любить человека одной с тобой крови. Любовь проявляется только тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях". Шутова Г.А. склоняется к тому, что сначала ребёнок должен полюбить своих родных, увидеть, что они о нём заботятся, а потом эта любовь перерастёт в любовь к людям и человечеству в целом. Фридрих Ницше призывает людей любить дальнего, а не ближнего, так как эта любовь (к дальнему) является источником духовного развития человека, а любовь к ближнему есть дурная любовь к самим себе".

Споры идут и по поводу того, какой категорией должна являться гуманность. Владимир Мономах считает её духовной категорией, Джон Локк - категорией права и государства (должна быть закреплена в законах), Иван Тимофеевич Фролов - категорией общественных отношений. Мы считаем, что, прежде всего милосердие является категорией духовной, но в то же время нельзя отрицать его общественную природу, так как человек воспитывается в обществе и усваивает его ценности. В правовом аспекте нормы гуманизма также нашли своё проявление: "право на честное имя", "право на свободу вероисповедания", поэтому ни одно из утверждений нами не отвергается.

Философы обсуждают мотивы совершения добрых поступков. Ницше одним из мотивов считает возвышение себя в собственных глазах. Смирнова Е.О. как мотив выделяет желание соответствовать моральной норме.Д. А.Ф. де Сад провозглашает реакцию общества на поступки мотивом проявления милосердия. Сухомлинский В.А. доказывает, что мотивом совершения добрых поступков являются чувства человека. В данном случае нельзя утверждать, что вышеприведённые высказывания неверно характеризуют мотивацию, они выделяют различные мотивы, которые, зависят от уровня развитости милосердия.

Опилаг Я.Г. рассматривает две точки зрения на воспитание милосердия, по одной из них воспитуемым можно передать те качества, которыми обладает воспитатель; по другой воспитать в человеке можно и те качества, которыми воспитатель не обладает. Мы придерживаемся второй точки зрения, так как воспитатели, как и все люди, несовершенны, но они пытаются развивать личность положительную во всех отношениях.

Подводя итоги вышеизложенного, мы подчеркиваем, что милосердие должно быть деятельным. В человеке изначально заложены добро и зло, поэтому задача педагога воспитывать, раскрывать добрые чувства в личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках. В воспитании добрых чувств большую роль играет семья, сначала у ребёнка проявляется любовь к родителям и близким потом в любовь к людям и человечеству в целом.

Одного ведущего мотива совершения добрых поступков выделить невозможно, их существует множество, среди которых можно выделить: возвышение себя в собственных глазах (данный мотив является отрицательным), желание соответствовать моральной норме (данный мотив способствует дальнейшему развитию мотивации в положительную сторону, является основой для этого), реакция общества на поступки (это мотив внешний) и самой высокой ступенью развития мотивации считается эмпатия (внутренний мотив).

Изучив различные источники, можно сделать вывод, что милосердие - это сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку, которое оказывают не безразличные люди к проблемам других, при условии того, что это принесёт кому-нибудь пользу, мотивировав своё действие желанием помочь ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

В статье представлено многообразие подходов изучения феномена милосердия, и осознание необходимости актуализации и развития милосердия в современном обществе. Обосновано раскрытие ресурса милосердия, реализующего человеческую сущность.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, феномен милосердия, нравственная ценность, сакральный характер, христианская идея , человеческая сущность.

С древнейших времен человечество размышляло над проблемами видения справедливого общества. В дальнейшем понятия справедливости, милосердия, благотворительности получили свое религиозное и философское обоснование. Русские религиозные философы конца XIX-начала XX в. B.C. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский попытались раскрыть социальный смысл мотивов милосердия и благотворительности через принципы христианского учения, что оказало большое влияние на развитие современной религиозной философской мысли.

Глобализация культурных и ценностных стандартов возрождает и воплощает в жизнь нравственно-этические и религиозные добродетели. Одни из них- милосердие и благотворительность обретают практическую значимость в общественном развитии как ценностные ориентиры, обладающие высоким гуманистическим статусом. В. О. Ключевский видел в нищелюбии главный показатель нравственного здоровья общества Древней Руси: «Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. …Древнерусский благотворитель, "христолюбец", менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. …Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дела мертва» .

Разнообразие трактовок сложного и противоречивого для восприятия феномена милосердия в отечественной и зарубежной философской литературе предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Философы-экзистенциалисты А. Камю, Г. Марселем, Ж.-П. Сартром, показали, что милосердие - это нравственная ценность, в высшей степени положительная и созидательная.

Экзистенциалисты считали, что естественным актом милосердия является признание в другом человеке личности и проявление к ней уважения. Русские мыслители H.A. Бердяев, Л.И. Шестов обращали внимание на то, что милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству.

В современных трудах Р.Г. Апресяна, В.П. Старостина, B.C. Хазиева милосердие трактуется как одна из сложнейших для восприятия, рассмотрения и изучения проблем, к которой обязана обращаться любая социальная теория и практика. Западное научное сообщество предлагает социобиологические трактовки милосердия, экзистенциальные исследования и социально-психологические изыскания: Д. Кирсон, С. О’Коннор, Дж. Шварц, П. Р. Шэйвер рассматривают милосердие как совокупность страданий и любви, Л. Дж. Андервуд, С. Дж. Пост, Б. Фер, В. Б. Харлбат, Дж. П. Шлосс, С. Шпрехер - как подтип или вариант любви; С. Д. Бэтсон, Ш.Ш. Голдсмит, Р. Дж. Дэвидсон, Е. Собер, Дж. Хэйд, К. Р. Шерер - как исконно человеческое качество.

М.А.Арефьев, В.Г. Баев в статье «Милосердие и благотворительность как вероучительные принципы христианской церкви» отмечают: «В отечественной социально- философской мысли проблема благотворительности как деятельностной стороны феномена христианского милосердия рассматривается в контексте философии братолюбия. Она связана с такой ментальной особенностью русского народа, как предрасположенность к соборному сознанию и общинности. Соборность с древнейших времен онтологически вошла в традиции русского общественно-религиозного сознания в качестве морально-нравственной нормы…Неверно было бы связывать возникновение благотворительности на Руси исключительно с принятием христианства.

Как свидетельствуют исторические документы, славянские народы в дохристианский (языческий) период обладали высокой духовностью, человеколюбием, состраданием, стремились разделить чужое горе, помочь преодолеть беду. Эти ментальные характеристики древнеславянского этноса вошли в кровь и плоть национального характера русского народа…В современной концепции социального служения Русской православной церкви принцип милосердия и благотворительности-один из самых востребованных» .

В своем исследовании: «Благотворительность и милосердие в социальной работе» авторы Е.Н.Алтынцева, Н.А.Чабарова отмечают: «В основе помощи у языческих славян лежали сакральные отношения. Так, перераспределение пищи, имущества происходило во время ритуальных обрядов, праздников. В связи с этим важнейшей формой социальной помощи древних славян являлось совместное потребление пищи, доступное для всех, в том числе неспособных к самообеспечению членов рода. …Благотворительность у христиан на ранних этапах эволюции религии превратилась в одну из главных форм деятельности.

Благотворительность становится одной из базовых духовных и практических ценностей, а милостыня обретает сакральный характер…Христианская идея милосердия объединила всех людей не зависимо от их социального положения» . Е.А.Царенкова в философском анализе милосердия раскрывает сущность милосердия как нормы человеческого бытия: «В этом процессе милосердие выступает в новом качестве - своеобразного критерия человечности, основы для достижения согласия и взаимопонимания между людьми с различными мировоззренческими установками. Все это ставит перед отечественным религиоведением задачу осмысления христианского учения о милосердии и каритативных институтов…» .

Авторы исследования «Милосердие: богословие и жизнь Православной Церкви» В. Хулап, И.В. Астэр отмечают: «Идея деятельного милосердия и любви к ближним основным мотивом проходит через библейские тексты …Взаимное милосердие как залог равенства людей друг перед другом и перед Богом: вот библейские основы для процветания народов и человеческого общества в целом…Творец прямо и не двусмысленно говорит венцу Своего творения о том, что именно милосердие формирует человека как личность, пред Ним предстоящую, и определяет основной принцип благословенной жизни для каждого народа и для всего мира людей в целом» .

Целью исследования Е.Г. Логуновой является выявление и раскрытие категории «милосердие» как социального феномена, воздействующего на личностные качества человека: «Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что милосердие как важнейший социальный феномен имеет экзистенциальную основу. Появление милосердия положительно и связано с осознанием бытия другого человека, которое позволяет достичь подлинного бытия.

Поэтому согласно экзистенциальной модели милосердие побуждает человека действовать в соответствии с моральными ценностями и быть неравнодушным к другим» . Нечипорова Е.В., в своей работе исследует социальное служение христианских религиозных организаций, христианское понимание милосердия, благотворительности, справедливости в их тесной взаимосвязи: «С возникновением религий, сначала национальных, а впоследствии мировых, все акты милосердия и благотворительности, проявления гуманности стали рассматриваться как религиозно обязательные поступки, соответствующие религиозно понятой и данной Богом справедливости…Внешним проявлением милосердия является помощь и участие, внутренним-сострадание.…В православии милосердие - это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. Милосердие - это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, а «ради Христа» .

Исследование Л.С. Ощепковой посвящено изучению одной из актуальных проблем - выявлению эффективных педагогических условий воспитания милосердия в младшем школьном возрасте. В данном исследовании милосердие рассматривается как индивидуально присвоенная человеком духовная ценность, имеющая общечеловеческий, непреходящий характер: «Философский аспект воспитания милосердия заложен в трудах Конфуция, Демокрита, Сократа, Аристотеля. Древние философы относили милосердие к важнейшим человеческим качествам, добродетелям.

Этические добродетели, по их мнению, рождаются привычкой (воспитанием) и являются результатом практического общения, а для этого надо правильно организовывать деятельность и бытие человека» . Исторический экскурс авторов О. В. Ромах, Л.О. Поповой позволяет увидеть истоки милосердия и терпения и, как следствие, их проявления в современности: «Анализ библейских текстов и ветхозаветной традиции показывает, что уже в начале второго тысячелетия до н. э. евреи, как и многие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, имели представление о благотворительности…Однако идея милосердия, помощи бедным отнюдь не встречала однозначной поддержки. Например, Гораций подвергает осмеянию «грязную бедность».

Противоположным было мнение Цицерона, который считал, что «нет ничего согласного более с природой человека, чем благотворительность… В истории прослеживаются разногласия и по поводу того, какой категорией должно являться милосердие. Владимир Мономах считал его духовной категорией, Джон Локк - категорией права и государства (должно быть закреплено в законах), Иван Тимофеевич Фролов - категорией общественных отношений» . Сгибнева Н.Ф в своем исследовании показала, что идея нищелюбия и милосердия постоянно актуализировалась и в общерусском литературном процессе: «Вера в святость нищих, спасительность нищеты и необходимость милосердия очень прочно вошла в сознание древнерусского человека, став неотъемлемой частью его «модели мира», сформировав во многом идеалы, жизненные ценности, формы и стратегии поведения. Характерный для русского народа дух милосердия, нищелюбия, сострадания к ближнему отмечался многими отечественными мыслителями.

Исследователь русской религиозности Г. П. Федотов относил милосердие к числу основных, наиболее глубоких черт русского народа. «Милостыня, - утверждал он, - проходит красной чертой сквозь все формулировки морального закона. Без милостыни нельзя представить себе русского пути спасения… Раннехристианские писатели разработали целую систему образов, мотивов, сюжетов, поддерживающих высокий образ нищего в сознании древнерусского человека и внушающих читателям необходимость милосердия и нищелюбия…Заметим, что безграничным милосердием, проистекающим из евангельской заповеди любви к Богу и ближнему, во многом определялось национальное своеобразие русской культуры» .

Статья Березиной Е.М. посвящена анализу милосердия в христианской традиции. Особое внимание уделяется рассмотрению понятий «любовь» и «сострадание», а также сопряженных контекстов милосердия и справедливости: «Проявление чувства сострадания и милосердия в дохристианский период было спонтанным и исходило преимущественно из естественно-гуманистической природы человеческих взаимоотношений и общественно- бытовых условий жизни людей. В новых условиях сострадание становится одной из нравственных обязанностей христианина…. Само милосердие является проявлением превосходства любви, в частности над справедливостью. Заповедь любви становится высшим нравственным требованием, формирующимся на основе «золотого правила», но отчасти и преодолевающим его. Это преодоление подобно историческому преодолению «правила талиона» «золотым правилом» .

В исследовании Рязанцевой Е.Ю. раскрыто понятие милосердия, обосновано его использование как экзистенциального ресурса личности: «Как и самотрансценденция, милосердие есть исключительно человеческая способность выходить за пределы личных интересов, но отличается такой любовью и искренностью в сердце человека, которой свойственно радоваться при оказании любого вида помощи ближнему… Как психологическое явление, милосердие может рассматриваться и как свойство, и как процесс, и как состояние» .

Татаринова Л.Н рассматривает истоки современной духовной поэзии на примере реализации одного ключевого мотива христианской литературы - сострадания и милосердия, любови и жалости ко всему живому: «Опираясь на Евангелия, Златоуст дает нам целое учение о милостыне и милосердии. Прежде всего, великий христианский проповедник везде подчеркивает, что милостыня нужна самому подающему, она не просто освобождает от грехов, она исправляет самого человека, делает его лучше. Наряду с крещением она очищает человека. …Таким образом, великий подвижник первых веков христианства не просто призывает своих слушателей быть милосердными (обращается к их чувствам), но и обосновывает необходимость этого, т.е. взывает к их разуму. …У Вениамина Блаженного милосердие источает не только всемогущий Господь, но и весь мир, вернее, все смиренное в этом мире (птица, волна, полночь).

По Блаженному, именно сострадание ведет к бессмертию … он, пожалуй, как никто другой, сумел поэтически воплотить одно из важнейших свойств русской души - доброту и способность к состраданию» . Льюис К. писал о милосердии: «В каждом из нас есть что-нибудь невыносимое, и, если нас все равно любят, прощают, жалеют-это дар милосердия… Потому и приходится, опираясь на руку Божью, укреплять милосердием естественную любовь…Труд милосердия — самый тайный из всех трудов» . Исследования по проблеме милосердия, дают основание рассматривать данный феномен как многоплановое понятие, имеющее глубокие философские, религиозные, этические, культурологические корни.

Философская основа понимания милосердия заложена в трудах древних мыслителей Аристотеля, Конфуция, Пифагора, Платона, Сократа и др., относивших данное качество к важнейшим человеческим добродетелям. Как социокультурное явление, милосердие нашло свое отражение в философских учениях мировых религий. За многообразием подходов изучения феномена милосердия стоит осознание необходимости актуализации и развития милосердия в современном обществе. Раскрытие ресурса милосердия возрождает лучшие человеческие черты, реализует человеческую сущность. Представленные результаты научного поиска не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы Изучение данного феномена является насущной задачей, а само милосердие должно стать объектом пристального социально-философского анализа.

Литература

1. Ключевский, В.О. Добрые люди Древней Руси [Текст] / В.О. Ключевский. - Москва: Эксмо, 2008. - 5 с.

2. Арефьев, М. А. Милосердие и благотворительность как вер учительные принципы христианской церкви [Текст] / М.А. Арефьев, В.Г. Баев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2011. - Вып. № 4. - С. 75-76.

3. Алтынцева, Е. Н. Благотворительность и милосердие в социальной работе [Текст] / Е. Н. Алтынцева, Н. А. Чабарова: учебно - методический комплекс. - Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. - 2014. - 75 с.

4. Царенкова, Е. А. Проблемы милосердия в христианстве [Текст] / Е. А. Царенкова: учебно - методический комплекс - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. - 73 с. 5. Хулап, В. Милосердие: богословие и жизнь Православной Церкви [Текст] / В. Хулап, И.В. Астэр // материалы конференции «Бедные - сокровище Церкви. Православные и католики на пути милосердия». - Санкт-Петербург: СПбГИПСР, 2014. - 236 с. 6. Ромах, О.В. Историческая ретроспектива дуальности «милосердие и терпение» [Текст] / О. В. Ромах, Л. О. Попова // Аналитика культурологии. - 2012. - Вып. - № 24. - С. 37-41. 7. Березина, Е. М. Идея милосердия в религиозной морали [Текст] / Е. М. Березина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 21-22. 8. Рязанцева, Е. Ю. Милосердие как экзистенциальный ресурс личности [Текст] / Е. Ю. Рязанцева // Вiсник Одеського нацiонального унiверситету. 11-2. - Одесса, 2010. - С. 111-119. 9. Татаринова, Л. Н. Идея милости в патристике и духовной поэзии XX века (Иоанн Златоуст и Вениамин Блаженный) [Текст] / Л. Н. Татаринова // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 102 (08). - С. 678-688. 10. Логунова, Е. Г. Феномен милосердия: опыт социально-философского анализа [Текст] : автореферат диссертации кандидата философских наук: 09.00.11 / Е. Г. Логунова. - Ижевск, 2012. - 20 с. 11. Нечипорова, Е. В. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ [Текст]: автореферат диссертации кандидата философских наук: 09.00.11 / Е.В. Нечипорова. - Ростов-на-Дону, 2010. - 26 с. 12. Ощепкова, Л. С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников [Текст]: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Л. С. Ощепкова. - Пермь, 2001. - 24 с. 13. Сгибнева, Н.Ф. Нищета как духовное спасение и социальная драма в древнерусской литературе [Текст]: автореферат диссертации кандидата филологических наук: 10.01.01 /Н. Ф. Сгибнева. - Екатеринбург, 2007. - 25 с. 14. Льюис, К.С. Любовь [Текст] / К. С. Льюис. - Москва: Эксмо, 2012. - 160 с.

Лекционный материал по каждой теме (тезисно).

Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются макросы в Access от макросов в Word и Excel?
  2. Как организовать запуск макроса по некоторому событию?
  3. В чем сходство и различие между макросами и модулями в Access?
  4. Как получить справку о той или иной макрокоманде?
  5. Вывод каких сообщений в рассмотренном примере отключает макрокоманда ВыводНаЭкран?

Актуальность социальной благотворительности в современном российском обществе. Предмет, цели, задачи курса “Социальная благотворительность”. Понятийный аппарат.Функции благотворительности и меценатства.

Социально-экономические, социально-культурные, социально-религиозные, социально-политические предпосылки благотворительности как социального явления.Сущность, содержание.

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления - его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность «в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством».

Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития: социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв.

Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.


Благотворительность - «оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями».

Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.).

Благотворительность - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

Благотворительность - «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим ».

Благотворительность «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи».

Благотворительность - «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования».

При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.

Благотворительность - «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.». В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие».

Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук.

Актуальными в настоящее время являются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций при решении социальных проблем: распределение полномочий, корректировка и согласованность действий, степень ответственности данных социальных институтов перед обществом и др.

Вышеуказанное взаимодействие различных сил общества, на современном этапе развития общества именуется, как «социальное партнёрство». Оно подразумевает «конструктивное взаимодействие представителей всех трёх секторов любого общества. При решении социально-значимых проблем (бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.)».

С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне, времен Империи, называли гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью».

Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость».

В современном русском языке эти представления находят выражения в таких терминах, как «человеколюбие», «человечность», «дружба», «любовь», «милость», «милосердие». Это лишь некоторые из тех слов, которые используются в русском языке для характеристики гуманистических по своему содержанию межчеловеческих отношений. Наряду с ними существуют международные термины - «альтруизм», «филантропия» и «гуманность», вошедшие в русский язык из европейских языков.

Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия "благотворительность". Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы благотворительности. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо благотворительное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение.

Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через решение определенных конкретных задач, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

- 100.00 Кб

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра социальных технологий

по дисциплине «Философия»

на тему: Милосердие как социальное явление: сущность и развитие.

Направление: менеджмент

Выполнил:

Введение.

Сегодня человечество стоит перед необходимостью отчитаться перед самим собой и дать оценку пути, пройденному им до сих пор. XX век был самым жестоким временем в истории человечества.

Закон любви и отдачи в природе обязывает его удачливых членов помогать отстающим, чтобы выстроить здоровое общество. Это требует построения взаимоотношений на основе любви. И потому милосердие не устарело. Правильное исполнение закона любви - это отдача без личного расчета, подобно жизнедеятельности клеток в живом теле. Каждая клетка заботится о существовании всего тела и получает от него только то, что необходимо ей, чтобы продолжать действовать с полной отдачей организму в целом.

Мир вступил в XXI век. Человечество за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается. Но правильно ли это? Ведь, прожив 50, 60,... лет человек умирает. Помним ли мы об этом? «Да, я грешный, но я молод, живу один раз, хочется насладиться всем и вся. Может быть на пенсии займусь покаянием и добрыми делами». Но часто смерть застает людей неготовыми, они умирают во грехах. Смерть - это ведь закономерность, неизвестно когда, но происходящая. И всегда «помните, что она не за горами, а за плечами, и всегда готовьтесь к ней и трудитесь для спасения своей души; а в сделки с совестью не входите и помните, что Бога не обманешь. Рано или поздно Он взыщет и за обман, и за ложь, и за небрежения».

Долго ли мы будем забывать, что Бог «поругаем, не бывает», и «как ты относишься к людям, так и они к тебе». Возможно, пройдя все «круги ада» - войны, смерти, болезни и т.п. - мы вернемся на круги своя и вспомним, что цель нашей жизни - милосердие. Милосердие, а не равнодушие. И в первую очередь - милосердие. Посмотрим, как и чему учили святые Отцы, и в чем в действительности состоит смысл жизни и предназначение человека.

Актуальность темы исследования проводимого в данной работе состоит в том, что милосердие во все времена была сложным человеческим действием, мотивация которого обусловливалась социальными и психологическими факторами.

Цель данного реферата: исследование феномена милосердия как социального явления.

Задачи реферата:

Раскрыть понятия милосердия;

Рассмотреть дела милосердия.

Глава 1. Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви.

Милосердие - это:

  • доброжелательное, сострадательное отношение к др угому человеку;
  • сочувствие, жалость, сострадание, любовь;
  • благотворительность.

В христианской этике заповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею... Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Иисус Христос).

Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая врагов.

Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь милосердная, инициативная.

Ф. Ницше в своей критике христианской этики утверждал, что милосердная любовь является средством маскировки себялюбия, зависти, потворствования слабостям человека. По мнению Ницше, человек должен любить не ближнего (обыденное), а "дальнее", будущее (высшее, совершенное).

Любовь - это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгуляции и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

Мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг;

Любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;

Любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

"Бескорыстное благоволение" (которое и называют любовью) может бы подчинено долгу, является долгом человека (он обязан делать добро другому независимо от отношения к нему).

Категорический императив И. Канта по содержанию тождествен заповеди любви: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему... как к средству".

Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевский. Он утверждал: любовь - это:

Метафизическая основа нравственности;

Форма деятельного, заботливого отношения к людям;

Чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сентиментальное проявление любви).

Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забывает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себялюбия.

Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).

Гоббс толковал заповедь милосердной любви как стандарт общечеловеческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

В.С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мнению Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духовного опыта человека.

Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравственными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вторая – ненависти.

Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно противостоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому человеку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что милосердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основным уровням морали).

Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей.

Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:

*является долгом человека;

*основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.

Эти действия должны быть направлены на удовлетворение интерес других людей, и основываться на стремлении другого человека к совершенству. Милосердие является средством и содержанием самосовершенствования человека.

Л.Н. Толстой предложил модель подготовки к опыту деятельной любви:

Не позволять себе думать дурное ни о ком;

Не говорить дурное ни о ком;

Не делать другому того, чего себе не хочешь.

Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.

Глава 2. Милосердие внешнее и сердечное.

Милосердие следует отличать от внешней благотворительности, когда сердце не участвует в делах милосердия.

Добро (благо) творить могут побуждать и самые низменные и греховные чувства, как то: тщеславие, гордость (ради похвалы), брезгливость и отвращение (чтобы скорее избавиться от просителя), самолюбование, жажда славы и прочее. Так что один факт благотворительности еще ничего не говорит о пользе для души. Апостол Павел поучает: «Если я раздам все имение мое... а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). И преподобный Серафим Саровский говорил, что для стяжания Духа Святого служат только те дела, которые совершаются человеком ради Христа, ради исполнения Его воли и Его заповедей. Поэтому помощь ближним должна основываться на исполнении заповедей Господних о милосердии и должна непременно сопровождаться любовью.

Протоиерей Иоанн С. пишет: «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас о ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже небрежением к нуждающемуся.

Преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христову, к этому храму Духа Святого, чтобы и Христос Бог возлюбил вас. И о чем попросит вас нуждающийся - по силе исполните его просьбу. «Просящему у тебя дай, и от хотящего у тебя занять не отвращайся» (Мф. 5, 42).

Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: «Так как вы сделали это (Дали есть, напоили, одели, приняли в дом свой, посетили больного и в темнице) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим. Знай, что милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественной милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида...

Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближним, если нет ее в сердце; потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них.

Самое слово - милостыня - показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии материально или морально нуждающегося. Любви свойственно радоваться при оказании помощи ближнему, любимому. Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с сожалением, с лукавым оком и черствым сердцем - все равно что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд духовный, невидимый.

Так же и преподобный Исаак Сириянин говорит: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда твоя веселость в его сознании побеждает твое деяние, т.е. она выше удовлетворения потребности тела».

Некоторые говорят: «Не мог я помочь... не мог иначе поступить...» Святитель Иоанн Златоуст говорит таким: «Никто не может оправдаться (извиниться) тем, что он будто бы хотел сделать доброе что-либо, но не мог; ибо, бесспорно, не мог потому, что не хотел. Пусть же хотящий, но будто бы не могший сделать добро, накажется, как и желавший зла, а хотящий действительно добра и совершивший оное (да) получит воздаяние своему делу - награду в Царствии Небесном (которое есть внутри нас самих: «Царствие Божие внутри вас есть», - ответил Христос на вопрос: когда придет Царствие Божие)».

Чтобы легче было работать над собой, чтобы мы добровольно, с радостью отдавали нуждающимся не только избытки материальных благ, но научились благотворить даже от скудости своей, как евангельская вдова, которая в церковную сокровищницу положила две лепты - все, что имела, для этого надо всегда помнить, что материальное богатство - это не истинное богатство. Такое богатство Христос называет неправедным и чужим.

Наше истинное богатство - это христианские добродетели; любовь к Богу и ближним, вера, надежда, смирение, кротость, воздержание, мудрость, рассудительность, мир душевный и другие добродетели. Такое богатство делает нас наследниками Царствия Небесного, оно перейдет с нами в вечную жизнь. Значит, истинное богатство посылает нам Господь за дела милосердия, когда мы верно и правильно определяем (распределяем, употребляем) наше неправедное (материальное) богатство. Это относится к внешнему милосердию.

Краткое описание

Цель данного реферата: исследование феномена милосердия как социального явления.
Задачи реферата:
-раскрыть понятия милосердия;
-изучить внешнее и сердечное милосердие;
-рассмотреть дела милосердия.